Бюджетная система страны. Понятие, особенности бюджета и бюджетной системы россии Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев


БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО - организация бюджетной системы и взаимосвязей между ее отдельными звеньями.
Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь м/у ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы называют бюджетным устройством.
Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней законодательными актами, ролью бюджета в общественно воспроизводстве и социальных процессах. От формы государственного и административного устройства зависит также построение бюджетной системы.
По степени разделения власти м/у центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на:
- унитарные;
- федеративные;
- конфедеративные.

Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из 2 звеньев – государственного и местного бюджетов.
Федеративное (объединенное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных м/у ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы. 52 Бюджетная система РФ и ее структура
Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность бюджетов федерации, субъектов РФ, местных и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система РФ содержит 3 уровня:
1)Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (выполняет основные функции государства).
2)Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (89, включая Москва и С.-Петербург).
3) Местные бюджеты - около 30000: а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований, городов федерального назначения Москва и С.-Петербург; б) бюджеты городских и сельских поселений.
Федеральный бюджет представляет собой основной финансовый план государства; через него осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП, национального дохода между различными отраслями экономики, между регионами и социальными слоями населения. Федеральный бюджет финансирует национальную оборону, правоохранительную деятельность, социальную политику, оказывает финансовую помощь нижестоящим бюджетам.
Бюджет субъекта РФ – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций отнесенных к предметоведению субъектов РФ. В настоящее время из этих бюджетов финансируются расходы на промышленность и расходы, связанные с социальной сферой (здравоохранение, образование, ЖКХ, соц. политика, СМИ, культура, спорт).
Местные бюджеты – составляют 3-й уровень бюджетной системы и представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметоведению местного самоуправления.
Государственные внебюджетные фонды – фонды денежных средств образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, и предназначенные для реализации конституционных прав граждан, на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение в случае безработицы, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
В РФ применяется также термин консолидированный бюджет. Различают консолидированный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты субъектов РФ включают в себя региональные бюджеты и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ. В таком виде консолидированный бюджет субъекта РФ подлежит составлению и исполнению. Консолидированный бюджет РФ - это свод показателей федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Этот бюджет отражает совокупность всех бюджетных ресурсов, находящихся в распоряжении государственных и местных органов и направления расходования этих ресурсов. Консолидированный бюджет РФ не является нормативным документом, не утверждается и не исполняется. Показатели этого бюджета используются только в аналитических и плановых целях. Бюджетная система функционирует на основе специальных принципов, установленных в бюджетном кодексе.

Бюджетная система любого государства представляет собой совокупность бюджетов государственно-территориальных и административно-территориальных образований, находящихся в определенной взаимосвязи друг с другом на основе принципов, установленных законодательством . Состав бюджетов, входящих в бюджетную систему, и формы их взаимосвязей зависят от типа государственного устройства страны (федеративного или унитарного). Последнее определяет административно-территориальное деление страны, уровни государственной власти и соответствующие им органы государственной власти, основы разграничения полномочий между ними.

Как и любая система, представляющая совокупность элементов, находящихся в определенной взаимосвязи, бюджетная система состоит из отдельных элементов - видов бюджетов и уровней бюджетной системы. Вид бюджета означает форму образования и расходования финансовых ресурсов определенного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Совокупность определенных видов бюджета, соответствующих определенному уровню государственной власти или местного самоуправления, представляет собой уровень или звено бюджетной системы . Число уровней бюджетной системы определяется типом государственного устройства. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух уровней, представленных бюджетом центрального органа власти и местными бюджетами, бюджетная система федеративного государства - из трех уровней, представленных бюджетом федерального органа власти, бюджетами субъектов федерации и местными бюджетами. Верхний уровень бюджетных систем и федеративного, и унитарного государства представлен всегда одним видом бюджета, а нижние — многочисленными видами бюджетом, определяемыми особенностями государственного устройства той или иной страны с учетом конкретных видов государственных муниципальных образований внутри нее.

Современная бюджетная система Российской Федерации складывалась под воздействием исторических условий формирования российского государства. До 1991 г. бюджетная система СССР (одной из союзных республик которого была РСФСР) объединяли союзный бюджет, государственные бюджеты 15 союзных республик (включавшие республиканские бюджеты союзных республик, государственные бюджеты автономных республик и местные бюджеты) и бюджет государственного социального страховании Единый Государственный бюджет СССР, который консолидировал все вышеперечисленные бюджеты (по принципу «собранной матрешки», когда каждый нижестоящий бюджет включался в качестве составной части в вышестоящий бюджет), утверждался высшим законодательным органом страны - Верховным Советом СССР. Тем самым при утверждении Государственного бюджет СССР утверждался объем доходов и расходов всех нижестоящих бюджетов. Вместе с тем после принятия единого бюджета страны каждый представительный орган власти (республики, края, области, города, района и т.д.) принимал своими законами или решениями соответствующий консолидированный бюджет (бюджет республики, бюджет края, бюджет области и т.д.).

Таким образом, бюджетная система страны до образовании Российской Федерации как суверенного государства строилась ни двух основных принципах - единства и демократического централизма, которые были провозглашены в законах, регулирующих бюджетные права СССР, союзных и автономных республик, местных Советов народных депутатов. Единство бюджетной системы предполагало прежде всего составление и утверждение единого (консолидированного) государственного бюджета СССР законодательным актом высшего представительного органа власти страны - Верховного Совета СССР. Кроме того, единство бюджетной системы было обусловлено единством доходной базы, единым планом экономического и социального развития страны, едиными принципами и правилами бюджетного планирования и бюджетного финансирования.

Принцип демократического централизма заключался в сочетании централизованного руководства всей бюджетной системой из единого центра с предоставлением определенных бюджетных прав республиканским и местным органам власти. Централизм выражался в наличии единых для всех бюджетов общегосударственных налогов и доходов, высокой степени концентрации бюджетных средств в союзном бюджете (она достигала в отдельные годы 70%) и соответственно финансовой зависимости республиканских и местных органов власти от союзного центра, а также в широком использовании системы бюджетного регулирования (путем ежегодного перераспределения бюджетных средств, в основном через нормативы отчислений от общегосударственных налогов и доходов, а также через дотации, предоставляемые вышестоящими органами власти нижестоящим). При такой системе распределения бюджетных средств демократизм как принцип построения бюджетной системы заключался только в необходимости составления и утверждения соответствующим органом власти консолидированного бюджета своей территории. Однако при этом не могли быть нарушены основные параметры, заложенные в едином Государственном бюджете СССР, а именно: уменьшена сумма доходов, установленная вышестоящим органом власти конкретному бюджету, и изменены индивидуальные нормативы отчислений от регулирующих доходов, определенные для соответствующего бюджета.

Образование Российской Федерации как самостоятельного государства предопределило радикальные изменения в составе и принципах построения бюджетной системы, что нашло отражение первоначально в принятии Закона РСФСР от 10.10.1991 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В данном законе впервые был сформулирован принцип самостоятельности бюджетов, входящих в бюджетную систему РСФСР. В соответствии с этим законом бюджетная система определялась как совокупность республиканского бюджета РСФСР, республиканских бюджетов республик в составе РСФСР, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований РСФСР. После принятия в 1993 г. Конституции РФ понятие бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации было конкретизировано в Законе РФ от 15.04.1993 № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик и составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», в соответствии с которым они были представлены:

Республиканскими бюджетами республик в составе РФ;

Областным бюджетом автономной области;

Окружными бюджетами автономных округов;

Краевыми бюджетами краев;

Областными бюджетами областей;

Городскими бюджетами городов Москвы и Санкт-Петербурга;

Местными бюджетами.

Введенный в действие с 1 января 2000 г. Бюджетный кодекс Российской Федерации, закрепил основные изменения и бюджетном устройстве РФ, произошедшие с 1991 г.

Бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов 1 . При этом в ст. 10 Бюджетного кодекса РФ четко определены уровни и внутренняя структура бюджетной системы РФ (рис. 12.1).

Рис. 12.1. Структура бюджетной системы Российской Федерации


Как видно из рисунка, бюджетная система РФ состоит из трех уровней (звеньев), каждый из которых представлен соответствующими видами бюджетов. Первый уровень бюджетной системы представлен одним видом бюджетов - федеральным. Различия в статусе разных субъектов РФ определяет множественность видов бюджетов, составляющих второй уровень бюджетной системы РФ . Они включают республиканские бюджеты республик, областные бюджеты областей и областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, краевые бюджеты краев и городские бюджеты городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга) 2 . Количество этих видов бюджетов зависит от государственного и административного устройства Российской Федерации, определенного Конституцией Российской Федерации. В настоящее время в результате объединения нескольких субъектов РФ их общее число составляет 83. Соответственно с 1 января 2008 г. второй уровень бюджетной системы Российской Федерации представлен 21 республиканским, 9 краевыми, 46 областными, одним областным бюджетом автономной области, четырьмя окружными двумя городскими бюджетами.

Третий уровень бюджетной системы Российской Федерации также представлен разными видами бюджетов - бюджетами муниципальных районов, бюджетами городских округов, бюджетами внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджетами городских и сельских поселений. По состоянию на 1 января 2009 г в Российской Федерации насчитывается более 23 тыс. местный бюджетов. В связи с введением в действие Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающего двухзвенную структуру муниципальных образований, изменилась и структура бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 26.04.2007 № 63- ФЗ третий уровень бюджетной системы представлен двумя подуровнями: первый - бюджеты муниципальных районом, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; второй - бюджеты городских и сельских поселений. При этом в качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходом и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий не являющихся муниципальными образованиями. Формирование муниципальных внебюджетных фондов Бюджетным кодексом РФ не допускается.

В Бюджетном кодексе РФ дана расширительная трактовки бюджетной системы РФ , включающей не только соответствующие уровни и виды бюджетов, но и бюджеты государственные внебюджетных фондов. Не оценивая спорность такой трактовки хотелось бы подчеркнуть, что включение в бюджетную систему внебюджетных фондов не означает, тем не менее, их консолидацию в бюджетах соответствующих уровней. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов бюджетной системы РФ. Соответственно бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются отдельными федеральными законами и законами субъектов РФ (в части территориальных внебюджетных фондов) и учитываются на отдельных от бюджетов счетах. Поэтому расширительная трактовка бюджетной системы предполагает не объединение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, а лишь включение в нее всех финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, независимо от того, в какой форме они формируются и используются.

Характеристика бюджетной системы предполагает определение не только состава бюджетов, входящих в нее, но и принципов ее построения, взаимосвязи бюджетов и их взаимодействия друг с другом. В ст. 28 Бюджетного кодекса РФ определены следующие принципы бюджетной системы РФ :

1) единства бюджетной системы РФ;

2) самостоятельности бюджетов;

3) разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;

4) равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;

5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов;

6) сбалансированности бюджета;

7) результативности и эффективности использования бюджетных средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9) прозрачности (открытости);

10) достоверности бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств;

12) подведомственности расходов бюджетов и единства кассы.

Представляется правомерной точка зрения некоторых экономистов 3 , которые полагают, что только первые четыре принципа относятся к построению собственно бюджетной системы, определяют формы взаимосвязей между звеньями и видами бюджетов, и остальные — характеризуют основы функционирования каждою бюджета, порядок его составления и исполнения.

Принцип единства современной бюджетной системы РФ по содержанию радикально отличается от принципа единства бюджетной системы в условиях административно-командной системы управления экономикой, который означал консолидацию всех бюджетов в едином бюджете и утверждение его в форме закона. В отличие от такой модели современная бюджетная система РФ может быть представлена в виде «разобранной матрешки», все составные части которой находятся в распоряжении разных органов государственной власти и органов местного самоуправления и утверждаются отдельными законами (решениями) о соответствующем бюджете. Поэтому принцип единства означает лишь создание единых правовых и организационных основ функционировании бюджетной системы и предполагает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, ведении бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания за средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Основным принципом функционирования бюджетной системы федеративного государства является принцип самостоятельности входящих в нее бюджетов. Он означает:

Право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

Право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществляй, бюджетный процесс;

Право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);

Недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, средства которого должны быть направлены на исполнение соответствующих расходных обязательств;

Право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

Недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

Недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии но расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Реализация принципа самостоятельности тесно связана с применением принципа разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ . Он означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов, установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органом местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ. При этом договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, федеральными и субфедеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие Бюджетному кодексу РФ, являются недействительными.

Следует подчеркнуть, что бюджетное законодательство (в отличие от некоторых учебных изданий) разграничивает понятия «бюджетная система РФ» и «консолидированный бюджет РФ» Определение бюджетной системы РФ через консолидированный бюджет РФ отрицает основной принцип построения бюджетной системы - самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ. Бюджетная система РФ представляет собой совокупность самостоятельных бюджетов всех трех уровней, в то время как консолидированный бюджет РФ, являющийся совокупностью федерального бюджета и консолидированных бюджетом субъектов РФ, представлен бюджетами только двух уровней, при этом уровень местных бюджетов перестает быть самостоятельным путем включения в консолидированные бюджеты субъектов РФ В условиях действия принципа самостоятельности консолидированные бюджеты имеют ограниченное применение. Они не утверждаются представительными органами государственной власти либо органами местного самоуправления и используются для расчетом и анализа. В частности, данные консолидированных бюджетом служат для определения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в региональные и местные бюджеты, а также различных форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету. Отчет об исполнении соответствующего консолидированного бюджета составляется путем консолидации отчетных данных об
исполнении бюджетов соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, однако он также не утверждается представительным органом государственной власти либо представительным органом местного самоуправления. Данные отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ за отчетный год являются основой для составления проекта консолидированного бюджета РФ на следующий год с целью распределения совокупного объема бюджетных ресурсов по бюджетам бюджетной системы РФ.

Функционирование бюджетной системы РФ регулируется следующими основными законодательными актами : Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, законами (решениями) субъектов РФ (представительных органов местного самоуправления) о региональных (местных) бюджетах на очередной финансовый год и др.

Основы бюджетного устройства РФ заложены в Конституции РФ, которая определяет федеративное устройство Российской Федерации, полномочия и предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ, в том числе в вопросах организации бюджетных отношений. При этом декларируется равенство прав всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. В Конституции РФ разграничиваются полномочия федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ, определяются совместные бюджетные и налоговые полномочия. В частности, в ведении федеральных органов государственной власти находятся: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития, федеральный бюджетный процесс, федеральное бюджетное и налоговое законодательство, федеральная государственная собственность и управление ею.

К сфере совместного ведения относятся: установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ, разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и природными ресурсами. Вне пределов ведения федеральных органов власти и их полномочий по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Они имеют право самостоятельно формировать и исполнять свои бюджеты, осуществлять бюджетный процесс, иметь свое бюджетное и налоговое законодательство. Кроме того, Конституцией РФ предусматривается, что федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам, а органы исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Главным правовым актом, определяющим основы и механизм функционирования бюджетной системы РФ, является Бюджетный кодекс РФ, принятый в 1998 г. При его разработке была сделана попытка объединить ранее действовавшее законодательство с учетом современных условий развития бюджетных отношений. При этом большинство нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, с принятием и введением Бюджетного кодекса РФ либо утратили силу, либо применяются в части, не противоречащей Бюджетному кодексу РФ 4 .

Бюджетным кодексом РФ определены границы бюджетных правоотношений, к которым отнесены отношения в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетом бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также осуществления бюджетною процесса на всех уровнях бюджетной системы. Бюджетный кодеке РФ четко регулирует структуру бюджетного законодательства, определяя приоритет его норм над нормами федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах и бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) и иных законодательных актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также Указов Президента РФ, нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. При этом при возникновении противоречий между указанными правовыми актами и Бюджетным кодексом РФ применяются положения последнего. Данная норма позволяет обеспечивать единство и целостность бюджетной системы РФ, непротиворечивые законодательства субъектов РФ и муниципальных образований положениям федерального законодательства.

Бюджетный кодекс РФ обеспечивает правовое регулирование бюджетных отношений в вопросах:

Определения бюджетной системы РФ, установления принципов и основ ее функционирования;

Формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;

Определения организации межбюджетных отношений;

Обеспечения сбалансированности бюджетов и создания основ управления государственным и муниципальным долгом;

Определения участников бюджетного процесса и разграничения их полномочий;

Регламентации процедур составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

Организации государственного и муниципального финансового контроля;

Определения мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

В Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Росийской Федерации» определяются вопросы финансирования совместных полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, предусматривается изменение круга предметов ведения Российской Федерации (субъектов РФ) путем наделения дополнительными полномочиями субъектов РФ (муниципальных образований) и др.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. В частности, им устанавливаются принципы территориальной организации местного самоуправления, критерии отнесения населенных пунктом к муниципальным образованиям определенного вида, перечень вопросов местного значения, особенности организации местного самоуправления, экономическая основа местного самоуправления и др. Закон определяет, прежде всего, двухзвенную структуру муниципальных образований и критерии, при которых определенные населенные пункты получают статус тех или иных муниципальных образований.

Несмотря на то, что в последнее десятилетие проделана oгромная работа в части создания бюджетного законодательству адекватного условиям перехода к рыночным отношениям и построения федеративного государства, процесс реформирования бюджетного законодательства продолжается. Основным его направлением является совершенствование отношений между бюджетами разного уровня, базирующееся на реализации принципов бюджетного федерализма . В настоящее время в бюджетном законодательстве РФ отсутствуют положения, определяющие организацию межбюджетных отношений на принципах бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм является формой организации бюджетных отношений, позволяющей органично сочетать фискальные интересы федерации, субъектов федерации и муниципальных образований в условиях реальной самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему. К основным принципам бюджетного федерализма относятся: сочетание интересов всех субъектов бюджетных правоотношений на всех уровнях бюджетной системы; равенство бюджетных прав субъектов федерации, четкое разграничение функций и полномочий между органами власти разных уровней; самостоятельность каждого бюджет, входящего в бюджетную систему; прозрачность межбюджетных отношений.

В Российской Федерации указанные принципы реализуются не в полной мере. Сохраняется высокая степень централизации бюджетных ресурсов на федеральном уровне, самостоятельность подавляющего большинства региональных и местных бюджетов носит формальный характер. В последние годы чрезвычайно быстрыми темпами растут расходы этих бюджетов за счет передачи расходных полномочий на региональный и местный уровни без адекватной передачи доходных источников. Это ведет к несбалансированности большинства местных бюджетов, росту их дефицитов и росту муниципального долга. Все еще велика доля межбюджетного перераспределения средств через различные формы (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, субвенции и др.). При этом механизм финансовой поддержки регионов и муниципальных образований имеет ряд существенных недостатков: он слабо увязан с конечными целями и задачами развития субъектов РФ и муниципальных образований, недостаточно стимулирует региональные органы власти и органы местного самоуправления укреплять собственную налоговую базу, не в полной мере учитывает реальные потребности регионов в средствах, предполагает недостаточную прозрачность применяемых методик расчета межбюджетных трансфертов и т.д.

Для преодоления указанных недостатков и совершенствования взаимоотношений между бюджетами разных уровней в последнее десятилетие были приняты и реализовывались Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах, Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах. Основные положения данных документов легли в основу изменений, внесенных в бюджетное законодательство Российской Федерации. В результате было упорядочено бюджетное устройство субъектов РФ, сформированы принципы разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органами местного самоуправления, установлено стабильное разграничение налоговых полномочий и закреплены доходные источники за бюджетами разных уровней, определены принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, улучшилось качество управления финансами на региональном и местном уровнях. Вместе с тем реализация нового бюджетного законодательства требует дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений, создания условий для стимулирования практической реализации требований нового законодательства, содействия субъектам РФ и муниципальным образованиям в рамках реализации реформы местного самоуправления, создания стимулов повышения качества и эффективности управления государственными и муниципальными финансами.

1 См. ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2 После провозглашения принципа самостоятельности бюджетной системы РФ в 1991 г. бюджеты субъектов РФ (или региональные бюджеты) представлены совокупностью самостоятельных бюджетов, находящихся в распоряжении определенного органа власти. Поэтому во второй уровень бюджетной системы включаются, например, республиканские бюджеты республик, а не бюджеты республик. В последний, представляющий собой консолидированный бюджет республики, помимо республиканского бюджета входят и местные бюджеты. При этом данный бюджет не утверждается республиканскими органами представительной власти.
3 См.: Родионова В.М. Современные требования к бюджетному законодательству// Финансы. - 1998. - № 7. - С. 9.; Финансы: учебник /под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. - С. 178
4 См.: Федеральный закон от 09.07.1999 № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации».


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Построение бюджетной системы зависит от формы государственного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство – это форма государственного устройства, при котором государственные и административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов Федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

Местных бюджетов.

28.Органы, отвечающие за разработку и реализацию государственного бюджета, государственный долг. Государственный долг - сумма задолженности государства как внутренним, так и внешним кредиторам по займам и невыплаченным по ним процентам. Обслуживание долга – механизм регулярных выплат процентов по полученным займам. Государственный долг определяется динамикой бюджетного дефицита. Чем больше бюджетный дефицит, тем быстрее растет государственный долг. Растущий государственный долг вызывает непростые последствия в сфере распределения продукта. В зависимости от рынка размещения задолженности государственный долг может быть внутренним и внешним.

Внутренний долг государства - накопленная задолженность государства внутренним кредиторам: банкам, финансовым организациям, населению.

^ Внешний долг государства - накопленная задолженность государства по займам, полученным от других государств или международных финансовых организаций.

^ Государственные ценные бумаги - средство заимствования государства. Выступают в формах: облигаций, сберегательных сертификатов, казначейских векселей.

^ Государственные облигации - долговое обязательство государства, выдаваемое на определенный срок с выкупом и выплатой заранее оговоренного процента. Сберегательный сертификат - билеты особого вида государственного займа с высоким процентом и выкупом лишь по истечении установленного срока. Казначейские векселя - векселя, которые свободно продаются и покупаются на денежном рынке.

^ Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ формируется в размере 15% суммы фактической величины налоговых поступлений в федеральный бюджет (за исключением 10%-го подоходного налога с физических лиц и сумм импортных пошлин). Этот фонд является действенным средством поддержки депрессивных регионов страны.

К институтам, занимающимся разработкой и реализацией государственного бюджета, относятся: министерство финансов, министерство экономики, законодательные органы власти, казначейство, счетная палата.

^ Министерство финансов - головной орган, отвечающий за разработку и реализацию бюджета государства. Казначейство - правительственный финансовый орган, ведающий исполнением государственного бюджета. Он организует взимание налогов, сборов и пошлин, отпускает средства на расходы, предусмотренные государственным бюджетом, осуществляет эмиссию бумажных денег. Казначейство может иметь самостоятельный статут или быть одним из подразделений министерства финансов, как это имеет место в России.

От формы государственного и административного устройства страны зависит построение бюджетной системы. По сте­пени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделя­ются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные обра­зования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство - это форма госу­дарственного устройства, при которой государственные образо­вания или административно-территориальные образования, вхо­дящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и со­стоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

В госу­дарствах с федеративным устройством бюджеты среднего зве­на бюджетной системы могут соотноситься с федеральным бюджетом по-разному. Если бюджетная система федератив­ного государства строится на принципе равенства бюджетов субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, то такая модель бюджетной системы называется симметричной; и наоборот, если взаимоотношения субъектов Федерации с федеральным центром характеризуются неравенством, то такая модель бюджетной системы называется асимметричной.

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения поли­тических или военных целей. Бюджет такого государства фор­мируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств-членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, которая включает 3 важных характеристики: структуру бюджетной системы; организационные принципы построения бюджетной системы; взаимосвязи бюджетов, объединенных в бюджетной системе. Бюджетное устройство определяется государственным устройством.

Бюджетное устройство РФ определяется бюджетным федерализмом – форма автономного функционирования бюджетов различных уровней, основанная на четко сформулированных и закрепленных в законодательстве нормах и положениях. Бюджетный федерализм предполагает:1. самостоятельность бюджетов БС РФ; 2. законодательное закрепление расходных функций бюджетов различных уровней; 3. разграничение доходных источников бюджетов по уровням; 4. бюджетное выравнивание путем предоставления финансовой помощи



Правовой базой бюджетной системы РФ является:

Конституция РФ

ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Законы субъектов о бюджетном процессе

Правовые акты органов МСУ о бюджетном процессе

Фед. Законы о федеральном бюджете

Законы субъектов РФ о бюджете

Правовые акты МСУ

Кроме того, применяются такие документы как специальные законы и нормативные акты о финансировании тех или иных отраслей, закон о бюджетной классификации, документы, регламентирующие планирование распределения бюджетных средств и т.д.

Бюджет – универсальная форма образования и расходования денежных средств (общественных фондов) для финансового обеспечения задач и функций государства, регулирования секторов экономики и социальной сферы.

В материальном смысле бюджет государства (дарелина) - это денежный фонд находящийся в собственности государства. Он является:

Основой функционирования как государства в целом, так и его национально-государственных и административно-территориальных образований;

- важнейшим источником денежных средств, находящихся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной власти или органов местного самоуправления;

Как экономическая категория бюджет (дарелина) государства это совокупность экономических отношений, которые возникают в связи с формированием и распределением бюджета как денежного фонда государства. Приходные - Экономические отношения опосредуют движение денежных средств от плательщиков в бюджет и выражают его формирование как денежного фонда. Расходные - Экономические отношения выражают расходование (распределение) бюджета и выражают движение денежных средств из бюджета к получателю бюджетных средств



В финансово-организационном смысле бюджет РФ (дарелина) - это финансовый план формирования и распределения централизованного денежного фонда, предназначенного для обеспечения задач и функций государства (балансовый характер составления и исполнения; сочетание централизованных начал с инициативой органов местного самоуправления).

Как правовая категория бюджет государства (дарелина) - это финансово-правовой акт государства, посредством которого утверждается финансовый план формирования и распределения денежного фонда, предназначенного для финансирования задач и функций государства (закрепляет права и обязанности участников бюджетных отношений; организует деятельность всех звеньев финансовой системы государства;отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов; определяет налоговую политику государства;выступает в качестве эффективного регулятора экономики).

Он способствует:

Реализации региональной и национальной политики;

Созданию единого экономического пространства;

Полноправному социальному и национально-культурному развитию народов России;

Укреплению единства страны.

Бюджету государства как экономической категории присущи две функции :

1. распределительная (перераспределение денежных доходов ме­жду разными сферами деятельности, подразделениями обще­ственного производства, уровнями государственного управ­ления, социальными слоями общества и т.д.);

2. контрольная (сигнализация обо всех отклонениях в движе­нии бюджетных средств и контроль результатов расходования бюджетных средств).

Бюджет выполняет следующие задачи :

ПерераспределениеВВП;

Государственное регулирование и стимулирование эконо­мики;

Финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществ­ления социальной политики государства;

Контроль за образованием и использованием централизо­ванных фондов денежных средств.

Бюджетная система Российской Федерации (кодекс) - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

ü федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

ü региональных бюджетов, или бюджетов субъектов Федерации.

ü местных бюджетов, или бюджетов муниципальных образований.(бюджеты ГО и муниципальных районов, бюджеты городских и сельских поселений)

Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах :

- единства бюджетной системы Российской Федерации . Означает единство бюджетного законодательства России, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности и пр.

- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации . Означает закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за различными уровнями бюджетов;

- самостоятельности бюджетов . Принцип самостоятельности бюджетов означает:

* право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

* право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

* право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты, самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов,

* недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

* право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований . Означает определение бюджетных полномочий, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК.

- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов . Означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

- сбалансированности бюджета . Означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

- результативности и эффективности использования бюджетных средств . Означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов . Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета.

- достоверности бюджета . Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств . Означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

- подведомственности расходов бюджетов . Означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

- единства кассы . Означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

- Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

Бюджетная система РФ. Построение бюджетной системы. Составление проектов бюджета Заключение. Таким образом актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики в его формировании и исполнении регулирующей роли в использовании ВВП. Для этого необходимо исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации рассмотреть принципы построения бюджетной системы источники...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение……………………………………………………………………...3

Бюджетная система РФ………………………………………………………4

Построение бюджетной системы……………………………………………8

Составление проектов бюджета……………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………..18

Список литературы………………………………………………………….20

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении регулирующей роли в использовании ВВП. Необходимо исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы. Для этого необходимо исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации, рассмотреть принципы построения бюджетной системы, источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней, исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы, рассмотреть процесс формирования бюджета РФ.

Бюджетная система РФ

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как социально-экономического явления.

Применительно к публичным финансам (государственным и муниципальным финансам) под бюджетом традиционно понимают централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, показывает его роль в общественном воспроизводстве, создает понимание бюджета как источника денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления и необходимых им для реализации своих функций и проведения экономической и финансовой политики.

Как финансовый план бюджет — это роспись государственных расходов и предполагаемых для их покрытия доходов. Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников хозяйственных связей. Бюджет составляется на определенный период, обычно на один год. В некоторых странах бюджетный год совпадает с календарным годом. Во многих странах устанавливаются различные даты начала и окончания финансового года:

В России бюджетный год совпадает с календарным годом. Согласно Бюджетному кодексу РФ финансовый год завершается 31 декабря; счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. 1

Как экономическая категория бюджет представляет собой часть экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств для удовлетворения общественных потребностей.

Бюджетные отношения, как и всякие другие финансовые отношения, характеризуются следующими важнейшими признаками (свойствами):

1) это экономические отношения;

2) они всегда носят денежный характер;

3) характер этих отношений всегда распределительный;

4) они связаны с образованием и использованием фондов денежных средств.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Центральное место бюджета в финансовой системе, также, объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода. Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Так в доходах различных государств они составляют около 9/10.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

При помощи бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд, содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций.

Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.

Сущность и значение бюджета наиболее полно проявляются в его функциях, важнейшими из которых являются распределительная (перераспределительная) и контрольная. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей экономики, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.

Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами.

Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и ее бюджетном устройстве.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение:

« бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

Построение бюджетной системы

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, городские бюджеты Москвы и Санкт - Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). 2

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

Единства бюджетной системы Российской Федерации;

Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

Самостоятельности бюджетов;

Полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных

Сбалансированности бюджета;

Эффективности и экономности использования бюджетных средств;

Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

Гласности;

Достоверности бюджета;

Адресности и целевого характера бюджетных средств.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Материальной основой доходов бюджета является национальный доход. В периоды чрезвычайных обстоятельств, когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Это означает реализацию отдельных видов государственной собственности, например, иностранных ценных бумаг, золотого запаса, государственных предприятий, других видов имущества, что в итоге приводит к сокращению материальных ценностей, принадлежащих государству; уменьшению золотовалютных резервов, капиталовложений за границей, а в отдельных случаях — и основного капитала.

Виды доходов бюджета:

  1. налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени);
  2. неналоговые;

а также доходы целевых бюджетных фондов.

Составление проектов бюджета

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социальноэкономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.

Основные параметры будущих бюджетов определяются бюджетным посланием Президента РФ, которое направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В послании определяется бюджетная политика на очередной год.

Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

К сведениям, необходимым для составление проектов бюджетов, относятся сведения о:

  • действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;
  • нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней;
  • видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы на другой;
  • нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;
  • нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.

Составление бюджета основывается на:

  • Бюджетном послании Президента РФ;
  • прогнозе социальноэкономического развития соответствующей территории на очередной год;
  • основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной год;
  • прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной год;
  • плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной год.

Прогноз социальноэкономического развития территории разрабатывается на основе данных:

  • социальноэкономического развития территории за последний отчетный период;
  • прогноза социальноэкономического развития территории до конца базового года;
  • тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый год.

Перспективный финансовый план – это документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социальноэкономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. План законодательно неутверждается.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых первый год – это год, на который составляется бюджет, следующие два года – плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Исходной базой для формирования перспективного финансового плана является бюджет на текущий год.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

План составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории.

Этот баланс составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.

В процессе составления бюджета каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели функционирования конкретного главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств, бюджетного учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия.

Предоставление государственных или муниципальных услуг основывается на нормативах финансовых затрат на их оказание.

Федеральный орган исполнительной власти разрабатывает и утверждает эти нормативы на единицу услуг.

При составлении проекта бюджета выделение средств конкретному главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению определяется с учетом этих нормативов и задания на предоставление услуг.

Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг используются при расчете финансирования государственного заказа на предоставление государственных или муниципальных услуг, выполняемого государственными, муниципальными унитарными предприятиями или иными юридическими лицами.

Разработка проекта бюджета основывается также на плане развития государственного или муниципального сектора экономики, который включает:

  • перечень и сводный план финансовохозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий, а также государственных или муниципальных унитарных предприятий;
  • программу приватизации государственного или муниципального имущества и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность;
  • сведения о предельной штатной численности служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств.

Порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансовохозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий определяется федеральным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

В план развития государственного сектора экономики федерального уровня включается в форме сводного плана по главным распорядителям бюджетных средств план предоставления государственных или муниципальных услуг бюджетными учреждениями.

Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом.

Перечень программ разрабатывается органом исполнительной власти в соответствии с прогнозом социальноэкономического развития и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

Составление проекта бюджета осуществляется на основе налогового законодательства, действующего на момент составления проекта.

В проекте закона о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета. В проекте должны содержаться также следующие показатели:

  • прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ;
  • нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней.

В проекте закона о бюджете должны быть установлены:

  1. расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов;
  2. общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;
  3. расходы и доходы целевых бюджетных фондов;
  4. объемы финансовой помощи бюджетам других уровней, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий, по бюджетам, получающим указанную помощь;
  5. распределение ассигнований по главным распорядителям в соответствии с ведомственной структурой расходов соответству ющего бюджета.

В проекте закона о бюджете в составе расходов устанавливаются лимиты

предоставления налоговых кредитов на срок, превышающий пределы

очередного года. 3

Второй этап формирования федерального бюджета – распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям средств, а также разработка указанными органами предложений:

  • о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере;
  • об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование средств, не обеспеченное реальными источниками в очередном году;
  • о приостановлении действия указанных актов или об их поэтапном введении.

Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из бюджета, согласовывает объемы их финансирования.

Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов.

Не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году, должны быть завершены разработка и согласование:

  • показателей проекта бюджета;
  • представляемых одновременно с ним документов и материалов;
  • законопроектов о минимальном размере оплаты труда;
  • законопроектов о минимальном размере государственных пенсий;
  • законопроектов о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в очередном году;
  • составляемого в виде приложения к проекту закона о бюджете перечня законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается на очередной год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.

С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития на очередной год и уточненные параметры прогноза на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов внебюджетных фондов на очередной год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном году и на среднесрочную перспективу, представленные Минфином РФ, Минэкономики РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

Заключение

Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.;

Центральное место бюджета в финансовой системе объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики, полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан.

Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Бюджетным Кодексом РФ.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества.

Бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет объединяет в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) и является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 26.12.2005 № 189 – ФЗ
  2. Приказ МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации Российской Федерации».
  3. Бюджетная система Российской Федерации. Ларина Л.С. – М.: Изд-во Юриспруденция. 2006
  4. Финансы. Глущенко В.В., Чехунов В.Н.: Учеб. пособие. – Харьков: Изд-во Ун-та внутренних дел. – 2000
  5. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебник. // Под ред. А.М. Годин, И.В. Подпорина. - М.: «Прогресс- Академия», 2004.
  6. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Под ред. Проф. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е издание. 2003
  7. Бюджетная система Российской Федерации. Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2005.
  8. Финансы, денежное обращение и кредит. Будасова С.А. – М.: Изд-во Феникс. 2000.
  9. Бюджетная система России: Учебник. Парыгина В.А., Тедеев А.А. – М. Изд-во Эксмо. 2004.
  10. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. для вузов/ Под ред. Янина О.Е. – М.: 2005.
  11. Экономическая теория: Учебник. Иохин В.Я. - М.: Юрист, 2000
  12. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / Под ред. А.М. Годин, И.В. Подпорина. - М.: Изд-во Прогресс- Академия, 2004.
  13. www.cbr.ru – официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации.

1 Бюджетная система Российской Федерации. Александров И.М. Изд-во Дашков и К. – М.: 2006

2 инансы. Глущенко В.В., Чехунов В.Н.: Учеб. пособие. – Харьков: Изд-во Ун-та внутренних дел. – 2000

3 юджетная система России: Учебник. Парыгина В.А., Тедеев А.А. – М. Изд-во Эксмо. 2004.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

18731. Анализ доходов бюджетной системы РФ 570.34 KB
Налоги важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов не бюджета. Поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны. Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.
21193. История развития бюджета и бюджетной системы в России 430.77 KB
Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех ее государственных и административно-территориальных образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собой установленные законом взаимоотношения.
9831. Анализ расходов бюджетов бюджетной системы РФ на социальное обеспечение 221.41 KB
С помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности
8536. Построение системы Г-П договоров (Г-П обязательств) 86.76 KB
ГК при толковании договора приоритет имеет волеизъявление. Признаки: 1 опосредуемые экономические отношения 2 необходимые признаки договора конститутивные чтобы признать его типом ГП договора. Вопросы: 1 понятие договора кп 2 элементы договора кп 3 права и обязанности сторон 4 отдельные виды договора кп. Понятие договора куплипродажи Глава 30 в совокупности со спец.
5770. Сущность и структура налоговой задолженности по видам налогов и с боров и уровням бюджетной системы 26.42 KB
Сущность и структура налоговой задолженности по видам налогов и с боров и уровням бюджетной системы.8 Виды налоговой задолженности. Сущность и структура налоговой задолженности по видам налогов и сборов и уровням бюджетной системы В последнее время тема роста и снижения налоговой задолженности достаточно актуальна. В периодической печати в работах разных ученых раскрывается тема недопоступления налоговых платежей вносятся различные предложения по сокращению налоговой задолженности в таких направлениях как...
5653. Построение внутренней памяти процессорной системы 229.37 KB
Информация, циркулирующая в вычислительной системе, хранится в памяти. Основными критериями оценки запоминающего устройства являются показатели емкости, быстродействия и потребляемой мощности. Компьютерная память обеспечивает поддержку одной из наиважнейшей функций современного компьютера – способность длительного хранения информации.
11127. Построение проверяющего теста для логической модели непрерывной системы 317.36 KB
Процесс технической диагностики предусматривает наличие объекта диагностики, средств диагностики и человека-оператора. В процессе диагностики выполняются измерительные, контрольные и логические операции. Эти операции выполняются оператором с использованием средств диагностики с целью определения действительного состояния технического средства.
16259. Особенности антикризисных мер бюджетной политики ФРГ и Великобритании 20.64 KB
Создан Фонд рыночной стабилизации 500 млрд. Такого шага в экономике ФРГ ранее не принималось вся расходная часть бюджета–2008 равна 283 млрд. помощь домашним хозяйствам рост пособий на детей снижение взносов на пособия по безработице объемом в 20 млрд. Затем ноябрь 2008 в первый конъюнктурный пакет вошли программа поддержки предприятий - 173 млрд.
16276. Задачи бюджетной политики в посткризисный период 95.37 KB
Мировой финансовый кризис остро затронувший Россию в 2009 году привел к возникновению существенного дисбаланса доходов и расходов бюджетной системы выявив накопившиеся проблемы в сфере государственных финансов и государственном секторе экономике в целом. В данной работе на основе международных сопоставлений и анализа эффективности предпринимается попытка выявить основные направления в рамках государственного сектора где необходимо проводить серьезные структурные реформы и корректировать бюджетные расходы оценить потенциал повышения...
16136. Особенности бюджетной политики в период кризиса 14.99 KB
аудитор Счетной палаты РФ Москва Особенности бюджетной политики в период кризиса Характерной особенность нынешней бюджетной политики является то что она по сути находится на изломе своего вектора развития: от профицитного бюджета к дефицитному. В эти годы не многого удалось достичь для того чтобы уменьшить зависимость российской экономики от мировых цен на топливно-энергетические ресурсы. Что же касается зависимости российского реального сектора от банковских кредитов то здесь ситуация несколько иная чем в западных экономиках. Но...