Отсрочка налоговых платежей какие условия предоставления. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора

Если у налогоплательщика есть обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, но он не может уплатить их в установленный срок, тогда он имеет право обратиться в налоговый орган за отсрочкой или рассрочкой по их уплате.

Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена налоговым органом на срок, не превышающий 1 год с момента установленного срока уплаты.

Отсрочка или рассрочка на срок до 3-х лет может быть предоставлена только по страховым взносам и федеральным налогам в части, зачисляемой в федеральный бюджет (налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов).

Для получения отсрочки или рассрочки необходимо иметь соответствующие основания, а также представить необходимые документы и обеспечение (залог, поручительство или банковская гарантия).

Перечень оснований, при наличии которых может быть предоставлена отсрочка или рассрочка, закреплен пунктом 2 статьи 64 НК РФ .

Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки, определен пунктом 5 статьи 64 НК РФ и Порядком изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденным приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@ .

По требованию налогового органа необходимо представить документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию.

Для рассмотрения вопроса о возможности получения отсрочки или рассрочки необходимо обратиться в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица либо в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам .

Решение о предоставлении (отказе в предоставлении) отсрочки или рассрочки принимается в течение 30 рабочих дней* со дня получения заявления уполномоченным налоговым органом.

* по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, решение принимается в течение 45 рабочих дней.

С более подробным порядком и условиями изменения сроков уплаты налогов и сборов можно ознакомиться в следующих разделах

Для индивидуальных предпринимателей Главная страница/Индивидуальные предприниматели/ Меня интересует/ Наличие задолженности или переплаты/ Жизненные ситуации/ У меня есть задолженность, но в данный момент я не могу её погасить

Для юридических лиц Главная страница /Юридические лица/Меня интересует/ Наличие задолженности или переплаты/ Жизненные ситуации/ В компании есть задолженность, но в данный момент нет возможности её погасить

По всем налогам, пени, штрафам, которые фирма уплачивает по общей системе налогообложения и по специальным налоговым режимам, в т.ч. упрощенке и вмененке. Рассрочку или отсрочку нельзя оформить на те налоги, которые вы перечисляете в качестве налогового агента. Например, на уплату НДФЛ в бюджет с зарплат своих сотрудников. Также не изменяется срок уплаты налога на прибыль для тех организаций, которые уплачивают его по консолидированной группе налогоплательщиков.

Чем регулируется предоставление налоговых рассрочек?

  • глава 9 Налогового кодекса (статьи 61-68)
  • Порядок изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами ()

Когда можно просить налоговую рассрочку или отсрочку?

Главное основание для предоставления рассрочки / отсрочки — это ваше финансовое положение, из-за которого вы не можете заплатить налог вовремя, но сможете изыскать средства на погашение долга по налогу в течение срока действия рассрочки / отсрочки. Однако поводом для предоставления рассрочки будет не любая финансовая трудность, а только в определенных случаях:

  • вам причинен ущерб в результате обстоятельств непреодолимой силы, в т.ч. стихийного бедствия, технологической катастрофы;
  • вы своевременно оказали услуги, выполнили работы, поставили товары для государственных или муниципальных нужд, но вам не перечислили или перечислили с задержкой оплату по контракту в объеме, достаточном для уплаты налога;
  • если вы уплатите налог единовременно, у вас возникнут признаки несостоятельности (банкротства). В этом случае наличие основания для отсрочки / рассрочки определяется после анализа финансового состояния по методике из приказа Минэкономразвития №175 от 18.04.2011;
  • если вы физическое лицо, и ваше имущественное положение не позволяет единовременно уплатить налог (имущество, на которое по закону не может быть обращено взыскание при этом не учитывается);
  • если ваше производство или продажа товаров, работ, услуг носят сезонный характер.

Дополнительные основания для предоставления отсрочек или рассрочек по региональным и местным налогам могут установить субъекты РФ или соответствующие муниципальные образования.

Когда в предоставлении рассрочки или отсрочки по уплате налога могут отказать?

  1. Если в отношении того, кто запрашивает рассрочку, возбуждено уголовное дело по поводу нарушения законов о налогах и сборах.
  2. Если в отношении налогоплательщика ведется производство по делу об административном или налоговом правонарушении в связи с уплатой налогов, сборов, таможенных платежей.
  3. Если есть достаточные основания полагать, что вы воспользуетесь переносом срока уплаты налога для сокрытия имущества или выедете на ПМЖ за пределы РФ.
  4. Если ранее вы уже обращались за налоговой отсрочкой, рассрочкой или инвестиционным налоговым кредитом, но нарушили их условия, в связи с чем в течение последних 3 лет налоговой службой было принято решение о прекращении действия вашей рассрочки / отсрочки / инвестиционного налогового кредита.

Куда обращаться за предоставлением налоговой рассрочки?

По федеральным налогам (НДС, НДФЛ для ИП за себя, акцизы, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, водному налогу, сборам за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов) вопросы рассрочек и отсрочек решает Федеральная налоговая служба. Пакет документов в ФНС передается через Управление ФНС по вашему субъекту федерации.

По региональным налогам (налог на имущество, игорный бизнес, транспортный налог) и по местным налогам (земельный налог, налог на имущество физлиц, торговый сбор) нужно обращаться в Управление ФНС по вашему месту нахождения.

Физическим лицам без статуса ИП для оформления рассрочки по налогу надо обращаться в налоговую инспекцию по месту жительства. Вопрос об отсрочке или рассрочке уплаты госпошлины рассматривает тот госорган, куда вы обрщаетесь за соответствующим действием (например, суд). По отсрочке на уплату таможенных платежей нужно обращаться в Федеральную таможенную службу .

Какой пакет документов нужен для налоговой рассрочки?

  1. (рекомендованная форма).
  2. Справки налоговой инспекции по месту учета:
    — о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам;
    — о перечне всех открытых банковских счетов;
  3. Справки из банков:
    — о ежемесячных оборотах по счетам за последние 6 месяцев;
    — о наличии / отсутствии расчетных документов в картотеке;
    — об остатках денежных средств по всем счетам.
  4. Перечень контрагентов — дебиторов с указанием цен договоров / размеров обязательств и сроков исполнения + копии соответствующих договоров.
  5. (рекомендованная форма) + предполагаемый график погашения задолженности.
  6. В зависимости от основания, по которому запрашиваете рассрочку / отсрочку:
    — заключение о факте наступления обстоятельств непреодолимой силы + акт оценки причиненного ущерба от уполномоченного органа государственной власти, местного самоуправления, организации в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций;
    — документ государственного, муниципального заказчика с данными о сумме не перечисленных или несвоевременно перечисленных денежных средсв по государственному / муниципальному контракту;
    — сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (кроме имущества, на которое по закону не может быть обращено взыскание);
    — справка о том, что в общем доходе от реализации товаров, работ, услуг доля дохода от сезонной деятельности составляет не менее 50% (составляет сам налогоплательщик с учетом перечня из постановления Правительства РФ №382 от 06.04.1999).
  7. По требованию налоговой — документы на имущество, которое может быть предметом залога, поручительство, банковская гарантия.
  8. По вашему желанию — ходатайство о временном приостановлении уплаты суммы задолженности на время принятия решения о предоставлении рассрочки / отсрочки.

На каких условиях предоставляется налоговая рассрочка или отсрочка?

  • отсрочка означает уплату долга по налогу по окончании срока ее действия, рассрочка — постепенную уплату налогов по графику;
  • сумма налоговой рассрочки или отсрочки не должна превышать стоимость чистых активов организации или стоимость имущества физического лица;
  • налоговые рассрочки и отсрочки даются на срок до 1 года, а по уплате федеральных налогов в той части, которая зачисляется в федеральный бюджет, рассрочку могут дать и на срок до 3 лет;
  • на сумму задолженности начисляются проценты по 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ (если рассрочка дана в связи угрозой банкротства, недостаточностью имущества, сезонным характером производства). Если рассрочка дана по обстоятельствам непреодолимой силы или задержке оплаты по госконтракту, проценты на задолженность по налогу не начисляются;
  • в общую сумму задолженности по рассрочке / отсрочке включаются пени за период после установленного для уплаты налога срока по день вступления в силу решения о рассрочке / отсрочке. Поэтому по возможности стоит запрашивать рассрочку заранее, пока не подошел срок уплаты налога;
  • иногда налоговый орган может потребовать, чтобы исполнение вашей отсрочки или рассрочки было обеспечено залогом имущества, поручительством или банковской гарантией;
  • при наличии желания и финансовой возможности вы можете досрочно погасить весь размер налоговой задолженности с причитающимися процентами.

Как быстро решается вопрос о налоговой рассрочке?

В течение 30 дней после подачи пакета документов в уполномоченный орган. И еще в течение 3 дней с даты принятия решения о рассрочке решение направляется вам и в налоговую инспекцию по месту учета. Обратите внимание, что для вступления в силу решения о рассрочке / отсрочке под залог имущества необходимо будет заключить договор о залоге имущества. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки вы можете обжаловать в суде.

Законодательство России позволяет российским организациям пользоваться в ряде случаев весьма значимой привилегией — отсрочкой по уплате налога. Какие есть основания для получения данной отсрочки? Каким образом она оформляется юрлицом?

Получить отсрочку по налогам юридическому лицу можно, следуя правовым нормам, которые закреплены в статье 64 Налогового Кодекса России, а также нормах налогового законодательства, корреспондирующих с ее положениями.

В статье 64 приводится, прежде всего, определение отсрочки по налогам. Соответствующая отсрочка — это разрешенный перенос срока перечисления налога в бюджет при наличии тех или иных оснований. Максимальная длительность отсрочки в общем случае — 1 год.

Вместе с тем, в исключительных случаях возможно продление отсрочки по платежу в бюджет до 5 лет. Решение об этом вправе принимать только Министр Финансов РФ. При этом, Правительство России может отсрочить уплату хозяйствующим субъектом налога на 3 года.

Отсрочка может предполагать единовременное погашение задолженности или же постепенную уплату долга. Во втором случае речь пойдет уже о рассрочке — но правовые основания для нее установлены те же, что и для отсрочки.

В предусмотренных законом случаях хозяйствующий субъект, получивший отсрочку по налогу, уплачивает наряду с долгом перед бюджетом дополнительные проценты.

Получить привилегию, связанную с переносом срока перечисления платежей в бюджет, юрлицо может по любым налогам — на доход, НДС, ЕНВД и т. д. Однако, для пользования данной привилегией у фирмы должны быть основания. Изучим их.

Основания для отсрочки налога

Юрлицо вправе претендовать на перенос срока платежа по налогу, если оно объективно не имеет возможности перечислить соответствующий платеж в бюджет вовремя. Уважительными причинами тому с точки зрения законодателя могут быть:

  • причинение юрлицу ущерба вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
  • неполучение организацией бюджетных средств, за счет которых предполагается уплата налога (если хозяйствующий субъект участвует в правоотношениях, предусматривающих получение бюджетных средств);
  • угроза банкротства юрлица, которая может возникнуть вследствие уплаты им налога;
  • выпуск фирмой товаров или оказание услуг по сезонному принципу;
  • участие предприятия в правоотношениях, дающих право на отсрочку налога при перевозе товаров через границу Таможенного Союза.

Следует отметить, что налоговые агенты — лица, которые обязаны перечислять платежи в бюджет за других налогоплательщиков, не имеют права на получение отсрочки по соответствующим платежам. Отсрочку юрлицо может получить только по собственным налогам (или налогам филиалов либо представительств — которые не являются обособленными хозяйствующими субъектами).

Дочерние фирмы уплачивают налоги, а также решают вопросы по их отсрочкам самостоятельно — поскольку, в свою очередь, являются независимыми хозяйствующими субъектами. При этом, факт наличия оснований для отсрочки у головной фирмы не всегда сопровождается наличием аналогичных оснований у дочерних организаций.

Рассмотрим теперь то, как оформляется рассрочка юрлицом, имеющим основания для ее получения.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Как оформить рассрочку?

Для получения рассрочки уполномоченному представителю юрлица необходимо обратиться в территориальное представительство Налоговой инспекции (ФНС) и передать туда пакет документов в установленном перечне. В него должны входить:

  1. Заявление по установленной форме - утвержденной Приказом ФНС РФ № ММВ-7-8/683, изданным 16.12.2016 года.
  2. Справки из кредитно-финансовых организаций, отражающие выручку фирмы за 6 месяцев, предшествующих дате подачи документов на отсрочку.
  3. Справки из кредитно-финансовых организаций, отражающие наличие у фирмы денежных средств на расчетных и иных банковских счетах.
  4. Документы, включающие перечень хозяйствующих субъектов, которые являются дебиторами организации, оформляющей отсрочку, а также сведения о задолженностях соответствующих дебиторов.
  5. Документ, отражающий обязательство фирмы соблюдать условия погашения задолженности в рамках отсрочки или рассрочки.
  6. Документы, отражающие основания для переноса срока перечисления налога в бюджет.

Такими документами могут быть, в частности:

  • заключение, удостоверяющие факт наступления обстоятельств непреодолимой силы в деятельности организации;
  • акт оценки ущерба фирмы вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы.
  1. В случае участия организации в правоотношениях, предполагающих получение бюджетных ассигнований — документы от компетентного распорядителя бюджетных средств, которые будут отражать суммы, что подлежат перечислению налогоплательщику в рамках соответствующих правоотношений.
  2. Документы о наличии у юрлица в собственности движимого или недвижимого имущества, на которое в соответствии с законодательством может быть наложено взыскание.
  3. Документы, удостоверяющие получение фирмой основной выручки от продажи товаров и оказания услуг преимущественно сезонного характера. При этом, соответствующие виды экономической деятельности должны быть включены в перечни, закрепленные законодательно.

При необходимости, и в случаях, предусмотренных законодательством в ФНС также предоставляется поручительство или же банковская гарантия на обязательства юридического лица.

В любом случае при обращении в ФНС по вопросам отсрочки следует уточнять то, какие конкретно документы должны подаваться. Это облегчит взаимопонимание между ведомством и налогоплательщиком и, возможно, повысит вероятность принятия налоговиками положительного решения в отношении отсрочки уплаты юрлицом исчисленных налогов.

Заявление, а также документы, дополняющие его, необязательно подавать заявление в представительство ФНС, в котором зарегистрирована фирма. Достаточно подать документ в любую территориальную структуру Налоговой инспекции. В установленном законом порядке разные представительства ФНС могут обмениваться сведениями о налогоплательщиках, запрашивающих отсрочки по налогам.

ФНС, получив от юрлица указанные документы, принимает решение о предоставлении фирме отсрочки в уплате налогов. Изучим то, в каком порядке принимается данное решение.

Принятие решения об отсрочке налогов: нюансы

Рассматриваемое решение должно быть принято ФНС в течение 30 дней после получения комплекта указанных выше документов. При этом, юрлицо может направить налоговикам ходатайство о предоставлении отсрочки по налогу на период принятия соответствующего решения.

Решение ФНС должно отражать:

  • величину задолженности хозяйствующего субъекта перед бюджетом;
  • наименование налога — одного или нескольких, по которым предоставляется рассрочка;
  • сведения о процентах — уплачиваемых вместе с налогом в предусмотренных законом случаях;
  • сведения об имуществе, используемом в качестве предмета залога, о поручительствах и финансовых гарантиях.

В случае, если ФНС принимает решение отказать налогоплательщику в реализации его права на отсрочку платежа — соответствующее решение должно быть мотивировано. В любом случае фирма вправе оспорить его в установленном порядке.

Копия рассматриваемого решения направляется юрлицу в течение 3 дней. При необходимости копия документа также направляется в территориальное подразделение ФНС, в котором фирма стоит на учете (если представительство ФНС, в которое подаются документы, располагается в другом месте).

Можно отметить, что на уровне региональных и муниципальных правовых актов могут устанавливаться иные основания для предоставления хозяйствующим субъектам отсрочек по тем или иным налогам — но только относящимся к региональным или местным. По федеральным налогам правила предоставления отсрочек устанавливаются только в НК РФ и иных нормативных актах федерального уровня.

В случае, если отсрочка запрошена по региональному или муниципальному налогу, то территориальные представительства ФНС, принимая решения об отсрочках таким налогам, согласуют свои действия с региональными или муниципальными властями. В свою очередь, при рассмотрении отсрочек по федеральным налогам специалисты ФНС не совещаются с кем-либо: принятие решений по соответствующим платежам находится только в компетенции ФНС.

Президент подписал Федеральный закон №323-ФЗ от 14.11.2017, вносящий очередные изменения в Налоговый кодекс. Рассрочка / отсрочка налоговых платежей – это реальность. Как получить и кто имеет право использовать этот инструмент, рассмотрим в данной статье.

Речь идет о том, что налогоплательщик, не имеющий возможности единовременно уплатить налоговые платежи может подать в налоговые органы Заявление о предоставлении рассрочки или отсрочки. Чтобы воспользоваться данным инструментом налогоплательщик должен предоставить соответствующие подтверждающие документы и иметь возможность заплатить бюджетную задолженность в период, на который будет действовать отсрочка/рассрочка обязательств.

Срок, на который предоставляется рассрочка/отсрочка.

В соответствии с п. 1 ст. 64 НК перенос сроков оплаты налоговых платежей и страховых взносов обычно предоставляется на срок, не превышающий 1 год. При этом оговаривается поэтапная уплата долга (рассрочка) либо единовременный платеж в конце установленного срока (отсрочка).

При предоставлении переноса сроков оплаты налогов в федеральный бюджет может оговариваться срок от 1 до 3 лет. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

Кто может получить рассрочку/отсрочку?

Право получить рассрочку или отсрочку платежа по налогам и страховым взносам имеют юридические лица, ИП и физические лица. Не могут рассчитывать на перенос срока уплаты налогов налоговые агенты (п. 9 ст. 61 НК). Налогоплательщики, участники консолидированных групп, также не могут претендовать на перенос сроков платежей по налогу на прибыль (п. 3 ст. 62 НК).

В соответствии с п. 2 ст. 64 НК РФ, воспользоваться возможностью по отсрочиванию платежей в бюджет может тот налогоплательщик, который в силу своего финансового состояния не имеет возможности произвести обязательный платеж в установленный налоговым законодательством срок, но у которого в скором будущем такая возможность появится.

Для получения рассрочки/отсрочки необходимо удовлетворять хотя бы одному из следующих требований:

  1. Причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  2. Не получены или несвоевременно получены денежные средства из бюджета, в том числе в счет оплаты за выполнение заказа для государственных, муниципальных нужд;
  3. Угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) налогоплательщика в случае единовременной уплаты им налога;
  4. Имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
  5. Деятельность по производству и (или) реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер не менее 50% от всей деятельности. Отрасль, также, должна быть в Перечне ;
  6. Отсрочка в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, при наличии обстоятельств, установленных таможенным законодательством;
  7. Налогоплательщик не может единовременно уплатить налоговые платежи, обозначенные в налоговом Требовании направленном в соответствии со ст. 69 НК РФ. В таком случае рассрочка может быть предоставлена только если заинтересованное лицо одновременно удовлетворяет следующим условиям:

– Величина обнаруженной недоимки находится в пределах от 30 до 70 процентов прошлогодней выручки;

– Компания (ИП) не являются банкротом;

– Компания не реорганизуется и не ликвидируется и ведет деятельность не менее года;

– Решение по проверке не обжалуется на момент подачи такого заявления.

Что нужно сделать для получения рассрочки/отсрочки?

Для получения права на предоставление налоговой отсрочки/рассрочки, налогоплательщику необходимо подать заявление в соответствующий уполномоченный орган (п. 1 ст. 63 НК Ф). Затем, в течение 5 дней со дня подачи в уполномоченный орган, передать копию данного документа в местную ИФНС. Заявление заполняется по форме, утвержденной приказом ФНС от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@. К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  1. справка из банков о ежемесячных оборотах денежных средств за предшествующих 6 месяцев;
  2. справка о наличии/отсутствии картотеки №2;
  3. справка из банков об остатках денежных средств на всех счетах в банках;
  4. перечень контрагентов – дебиторов с указанием цен договоров, сроков их исполнения, а также копии данных договоров;
  5. обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
  6. документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 ст. 64 НК РФ.

Уполномоченный орган может потребовать документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию.

Решение о предоставлении или не предоставлении рассрочки принимается уполномоченным налоговым органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.

Ограничения при получении

В некоторых случаях для получения отсрочки или рассрочки платежей может потребоваться наличие гарантии банка. В силу банковской гарантии банк обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налоговых обязательств, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налогов, страховых взносов и пеней.

Также, немаловажным условием для получения рассрочки является размер денежных поступлений на банковский счет налогоплательщика. А именно, сумма поступлений на счет за 3 месяца до момента подачи заявления должна быть меньше величины краткосрочных долгов налогоплательщика.

Проценты за пользование отсрочкой

По сути, отсрочка платежа – это финансирование за счет использования бюджетных денежных средств. Поэтому, в данном случае, речь идет и о процентах, как плате за финансирование. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в пунктах 3, 4,5, 7 приведенных выше, то на сумму задолженности за каждый день начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ действовавшей за период отсрочки/рассрочки (п. 4 ст. 64 НК).

Когда могут отказать?

  1. Если в отношении налогоплательщика возбуждено уголовное дело по поводу нарушения законов о налогах и сборах.
  2. Если в отношении налогоплательщика ведется производство по делу об административном или налоговом правонарушении в связи с уплатой налогов, сборов, таможенных платежей.
  3. Если есть достаточные основания полагать, что вы воспользуетесь переносом срока уплаты налога для сокрытия имущества или выедете на ПМЖ за пределы РФ.
  4. Если ранее вы уже обращались за налоговой отсрочкой, рассрочкой или инвестиционным налоговым кредитом, но нарушили их условия, в связи с чем в течение последних 3 лет налоговой службой было принято решение о прекращении действия вашей рассрочки / отсрочки / инвестиционного налогового кредита.

Использование рассрочки или отсрочки платежа по налогам и страховым взносам может быть эффективным инструментом при дефиците финансирования. Если суммы платежей для вас значительны и есть понимание, что денежные средства будут, но не сейчас, а через определенный краткосрочный период времени – пользуйтесь возможностью предоставленной нам Налоговым законодательством. У этой возможности есть весьма крупное преимущество! Если, скажем, брать кредит на погашение текущих обязательств в банке, то процентная ставка была бы не столь демократична, чем ставка по НК РФ. Две трети от ставки рефинансирования ЦБ – это гораздо меньше, чем кредитная ставка в банке. Можно сказать, что это дешевое кредитование и возможность выйти из трудной финансовой ситуации. Пользуйтесь, если такая возможность представляется.

При любом положении дел на рынках (как отдельных, так и глобальных) всегда находятся игроки, готовые обращаться к государству с просьбой об . Особо ярко вопрос для бизнеса встает в годы финансовой турбулентности. Порой все зависит от политики конкретного государства. Перенос оплаты даже части налога или совокупности налогов помогает стабилизировать состояние отдельной компании, а иногда и отрасли в целом. Это дает в ситуации кризиса уверенность, что компании в любом случае удастся избежать банкротства и ликвидации. В условиях рынка это дорогого стоит.

В соответствии с п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка (или рассрочка) по уплате налога есть всего лишь отложенный платеж, отсроченный максимум на год, с последующей единовременной оплатой или поэтапными выплатами налоговой задолженности , как она определена в редакции Федеральных законов от 26.11.2008 N 224-ФЗ и от 27.07.2010 N 229-ФЗ. По решению Правительства РФ рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может быть продлена на срок более одного года, но не превышающий три года. А согласно ст. 64.1 НК РФ министр финансов может отсрочить уплату налоговой задолженности на срок до пяти лет. Правда, последнее относится только к федеральным налогам и вряд ли коснется субъектов малого и среднего бизнеса, поскольку рассрочка (отсрочка) от министра финансов может быть предоставлена, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о ее предоставлении превышает 10 млрд руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий. Между тем надо сразу пояснить: обращаться за отсрочкой по уплате налогов стоит лишь тем, кто точно сможет доказать свою потенциальную платежеспособность и возможность вернуть бизнес к хорошим результатам, т.е. рассчитаться с государством по налоговым долгам. Побудить вас воспользоваться отсрочкой уплаты налогов могут :

Полученный вред в силу произошедшего стихийного бедствия, техногенной катастрофы либо иных обстоятельств непреодолимой силы, описываемых обычно в полисах страхования как форс-мажор;

Недополучение, несвоевременность получения, неперечисление, недоведение, непредставление положенных бюджетных ассигнований или лимитов средств бюджетных обязательств, покрывающих размеры налогового долга их получателем. Сюда же относят и недополучение из бюджета денежных средств, в т.ч. в счет оплаты оказанных этим лицом работ (услуг, поставки) товара по государственному и муниципальным заказам;

Вероятность наступления первых признаков банкротства, т.е. несостоятельности в случае фактического единовременного исполнения обязательств по уплате налога.

Напомним, что ранее отсрочка могла быть выдана по решению арбитражного суда при мировом соглашении или утверждении графика погашения задолженности в ходе реализации плана по финансовому оздоровлению бизнеса.

Вступили в силу послабления для разных полезных для государства организаций с принципом ведения сезонного бизнеса (например, буровики-изыскатели). Список компаний, чья деятельность носит сезонный характер, т.е. обладает временным бездействием, утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 N 382 (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 N 677).

Рассматривая обновленный список отраслей, можно четко отследить тренд на защиту интересов как компании из числа стратегических отраслей для государства, так и тех, кто представляет интерес для государственных холдингов и монополий, например в связи с появлением Объединенной судостроительной корпорацией;

Если есть основания, базирующиеся на уплате налогов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и, соответственно, установленных российским таможенным законодательством.

С 1 января 2011 г. вступает в силу следующее положение: согласно пп. 1, 3 - 6 п. 2 ст. 64 НК РФ "отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, физическому лицу - на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание" (Закон N 229-ФЗ).

В НК РФ сейчас сказано, что "отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам". Кроме того, установлено: если отсрочка или рассрочка по уплате налога "предоставлена по основаниям, указанным в пп. 3, 4, 5 п. 2 ст. 64 НК РФ, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в течение периода отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Если же отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в п. п. 1 и 2 ст. 64 НК РФ, на сумму задолженности проценты не начисляются".

Заявитель должен обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заявителем - заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть приложены следующие документы :

Справка налогового органа по месту учета обращающегося лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

Справка налогового органа по месту учета обращающегося лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;

Справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам обращающегося лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

Справки банков об остатках денежных средств на всех счетах обращающегося лица в банках;

Перечень контрагентов - дебиторов обращающегося лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами-дебиторами, размеров иных обязательств и оснований их возникновения, сроков их исполнения, а также копии соответствующих договоров, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства;

Обязательство обращающегося лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности.

Решение ВАС РФ от 21.01.2008 N 14430/07 с требованием справки налогового органа по месту учета об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов, признано не соответствующим НК РФ и, соответственно, недействующим.

Решения о предоставлении отсрочки, рассрочки или отказе в этом принимаются уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления. По ходатайству заинтересованного лица орган также вправе принять решение о временном приостановлении уплаты суммы задолженности. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

Решение органа об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным. Оно может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный орган обязан направить копию решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении в течение трех дней после вынесения решения собственно лицу и в налоговый орган по месту его нахождения.

Необходимо помнить: в решении о предоставлении отсрочки должны быть указаны сумма задолженности, сам налог, время и суммы задолженности, а также проценты. При необходимости перечисляются документы об имуществе, которое стало предметом залога или поручительства.

Кроме того, при отсрочке под залог имущества решение по рассрочке вступает в силу лишь по факту заключения договора о залоге имущества.

С 1 января 2011 г. вводится в силу п. 5.1 ст. 64 НК РФ. В соответствии с данной нормой к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу - получателю (а скорее, недополучателю) бюджетных средств необходимо будет представить документ финансового органа и (или) главного распорядителя или распорядителя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены заинтересованному лицу. Там также должна указываться сумма предельных объемов финансирования произведенных расходов, полученных этим лицом в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога. Аналогичная ситуация и с получателями средств по государственным и муниципальным контрактам, которые в случае неисполнения обязательств контрагентов должны представить документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, не перечисленной заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, не перечисленной либо несвоевременно перечисленной в необходимом объеме.

В случае возникновения угрозы несостоятельности предприятия вследствие единовременного погашения налога данное состояние устанавливается по результатам анализа финансового положения хозяйствующего субъекта, проведенного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

При рассмотрении варианта с недвижимым имуществом физического лица им самим или его представителями прилагаются необходимые сведения о его движимом и недвижимом имуществе, кроме того, на которое по законодательству Российской Федерации не может быть наложено взыскание.

"Сезонщики" также должны представить документ, подтверждающий, что доля сезонных работ приносит им не менее 50% общего дохода от реализации. Пункт 5.1, который внес такую новеллу в НК РФ, введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ и вступает в силу с 1 января 2011 г.

Подписывая заявление на отсрочку уплаты налога, вы принимаете обязательство платить проценты, начисленные на сумму задолженности, а по первому требованию уполномоченного органа обязаны представить необходимые документы об имуществе, которое может выступать предметом залога или поручительства.

Нужно отметить, что эти нововведения облегчают жизнь неплательщиков: ранее для защиты своей позиции кроме постановления арбитражного суда требовалось как минимум представить в вышеперечисленном порядке пояснительную записку "как все было", в т.ч. определение арбитражного суда о введении процедуры финансового оздоровления и одобренного графика погашения задолженности в результате финансового оздоровления, или аналогичные бумаги по мировому соглашению.

В НК РФ появилась ст. 64.1, рассматривающая случаи, когда рассрочка предоставляется по личному решению министра финансов РФ. По мнению законодателей, министр может помочь в рассрочке уплаты одного или нескольких налогов, когда их объемы на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении рассрочки больше 10 млрд руб., а погашение налогов создаст угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.

Организациям, претендующим на такую рассрочку, при обращении в Минфин России стоит запастись следующими документами:

Справкой налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам.

Потенциально-реализуемым графиком погашения задолженности;

Документами, сведениями, всей информацией, свидетельствующей о возможности наступления "негативных социально-экономических последствий" в случае единовременного погашения задолженности;

Письменным согласием организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением ее заявления;

Копией заявления в налоговый орган по месту учета организации.

Срок рассмотрения и вынесения решения - один месяц со дня получения заявления .

В соответствии со ст. 64.1 НК РФ решение об отсрочке или рассрочке в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и (или) местные бюджеты, подлежит согласованию с финансовыми органами субъекта и (или) муниципального образования. А на сумму задолженности, в отношении которой принято решение об отсрочке или о рассрочке, по-прежнему начисляются проценты по ставке, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. При этом самый важный пункт указан в самом конце статьи: для предприятий, соответствующих требованиям ст. 64.1 НК РФ, предусмотрено, что "отсрочка может представляться без способов ее обеспечения".