Бюджетный процесс заканчивается. Бюджетный процесс и его стадии

Бюджетный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных этапов и процедур, охватывающих все стадии бюджетного цикла - от разработки проекта бюджета до принятия закона об его исполнении. Этот процесс предполагает последовательное решение следующих задач:

  • 1) разработка проектов бюджетов всех уровней и их одобрение органами исполнительной власти, ответственными за это;
  • 2) внесение проектов бюджетов на рассмотрение законодательных (представительных) органов власти;
  • 3) принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов бюджетов законодательными (представительными) органами власти соответствующих уровней; их утверждение путем принятия соответствующих законов и решений;
  • 4) подписание принятого закона Президентом РФ (только бюджет федерального уровня);
  • 5) исполнение бюджета;
  • 6) принятие закона (решения) об исполнении бюджета;
  • 7) предварительный, текущий и последующий контроль обеспечения законности, эффективности и целевого использования бюджетных средств, а также за их мобилизацией в бюджеты соответствующих уровней.

Бюджетный процесс - область публичного финансового менеджмента, реализующего функции управления бюджетными потоками, охватывающими все доходы и расходы бюджета, а также процесс покрытия его дефицита и использования источников такого покрытия, установленных законом.

Бюджетным кодексом РФ определены следующие участники бюджетного процесса:

  • 1. Президент РФ. Он обращается к Федеральному Собранию с Бюджетным посланием, которое направляется не позднее марта года, предшествующего бюджетному. В нем отображаются основные цели и задачи, приоритеты бюджетной политики государства.
  • 2. Федеральное собрание РФ (парламент) - обе палаты, а также органы законодательной (представительной) власти на местах.
  • 3. Правительство РФ, правительства субъектов Федерации, органы исполнительной власти на местах, ответственные за разработку и исполнение бюджетов. Также, в соответствии с законом « О Правительстве Российской Федерации» выступает как орган, ответственный за конкретизацию бюджетной политики в проекте закона о бюджете на очередной год.
  • 4. Министерства и ведомства, ответственные за разработку проекта бюджета, ведомства, являющиеся субъектами бюджетного планирования, а также соответствующие органы на местах. Особое место среди министерств занимают Министерство экономического развития и торговли РФ, ответственное за разработку макроэкономических прогнозов, а также Министерство финансов РФ, которое от имени и по поручению правительства РФ разрабатывает проект закона о бюджете и осуществляет подготовку для Правительства РФ предложений по внесению изменений в бюджетное законодательство.
  • 5. Органы, администрирующие исполнение бюджета по доходам.
  • 6. Федеральное казначейство и его органы на местах, осуществляющие кассовое исполнение бюджета.
  • 7. Органы, осуществляющие банковское обслуживание исполнения бюджета- Центральный банк РФ и его структуры на местах.
  • 8. Главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств, составляющие организационное единство бюджетной сферы.
  • 9. счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов федерации, осуществляющие предварительный, последующий и текущий финансовый контроль, в том числе в форме экспертизы качества разработки и исполнения бюджета.
  • 10. Органы управления государственными внебюджетными фондами.
  • 11. Иные органы, получающие бюджетные средства для выполнения заказов в интересах развития бюджетной сферы.

Бюджетный процесс происходит поэтапно, этапы принято называть стадиями.

На федеральном уровне это следующие стадии:

  • 1. Разработка проекта бюджета (Минфином России) в соответствии с постановлением Правительства РФ.
  • 2. Внесение на рассмотрение и рассмотрение проекта бюджета.
  • 3. Утверждение проекта бюджета.
  • 4. Исполнение бюджета по доходам и расходам.
  • 5. Рассмотрение и утверждение закона об исполнении бюджета.

Разработка проекта федерального бюджета связана с бюджетным планированием. Схематично это можно представить в виде таблицы:

Таблица 5. Разработка проекта закона о федеральном бюджете.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию

Бюджетное послание Президента РФ

Среднесрочная программа социально - экономического развития на очередные три года (Правительство РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ)

Основные направления кредитно - денежной политики (Центральный банк РФ)

Трехлетний финансовый план (Министерство финансов РФ)

Инвестиционные программы естественных монополий (РАО ЕЭС, «Газпром», РЖД и др.)

Доклад об основных направлениях налоговой политики (Минфин России)

Основные параметры бюджета на очередной год (Минфин России - с учетом докладов субъектов бюджетного планирования, основанных на результатах анализа; федеральные целевые и прочие программы, Рособоронзаказ)

Обсуждение трехсторонней комиссией по подготовке проекта бюджета (Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство), оформленное протоколом.

Проект федерального бюджета

Доходы по всем налоговым и неналоговым поступлениям

Расходы по всем разделам функциональной структуры, ведомственной и экономической классификации

Источники покрытия дефицита. Объем стабилизационного фонда, его формирование и использование

Внесение проекта закона о федеральном бюджете в парламент - Федеральное Собрание РФ

Принятие к рассмотрению

Рассмотрение в соответствии с регламентом

Основные процедуры публичного бюджетного процесса, предусмотренные в Бюджетном кодексе РФ, определяются как бюджетные чтения. До 2005 г. включительно бюджеты принимались в рамках четырех чтений, теперь бюджет принимается в рамках трех чтений. Очевидно, что сокращение числа бюджетных чтений (три вместо четырех) связано с тем, что, начиная с 2005 г. расходы бюджетов поделены на установленные и вновь принимаемые, и поэтому отпала необходимость в дискуссиях по расходам, которые теперь считаются установленными, поскольку они закреплены нормативно - правовыми актами и подлежат финансированию.

Бюджетный процесс - это регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства и муниципальных образований по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению, а также по составлению и утверждению отчета о его исполнении.

Бюджетный процесс подразделяется на определенные стадии и длится относительно бюджета на предстоящий год около трех с половиной лет. Срок, в течение которого осуществляются бюджетные стадии, называется бюджетным циклом.

В 2008 г. в Российской Федерации завершилось реформирование бюджетного процесса, основным результатом которого стало среднесрочное финансовое планирование бюджетов всех уровней. Задачи совершенствования бюджетного процесса были поставлены Президентом РФ в Бюджетном послании о бюджетной политике в 2007 г., где в качестве самостоятельного направления выделены вопросы дальнейшего совершенствования бюджетных отношений: «Расходы бюджетов всех уровней должны быть ориентированы на конечный результат, который, в свою очередь, должен быть достигнут наиболее эффективным способом» .

Бюджетный процесс основан на новой методологии разработки, принятия и исполнения бюджета, которая предполагает переход к среднесрочному бюджетному планированию и к системе бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Бюджетный процесс включает текущий финансовый год и плановый период. Текущим называется финансовый год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). Очередной финансовый год - это год, следующий за текущим финансовым годом. Плановый период охватывает два финансовых года, следующих за очередным финансовым годом. Таким образом, в Российской Федерации федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов формируются на трехлетний период.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются и принимаются в режиме «сколь-зящей трехлетки» с процедурой ежегодных изменений. При таком бюджетном планировании субъекты РФ и муниципальные образования получат возможность постепенно перейти к формированию своих финансовых планов на среднесрочную перспективу. Однако некоторые субъекты РФ начиная с 2008 г. приняли региональные бюджеты сроком на три года.

Бюджетирование, ориентированное на результат, представляет собой совокупность трех взаимосвязанных элементов: среднесрочное бюджетное планирование, программно-целевой метод распределения расходов, система контроля оценки ре-зультативности бюджетных расходов. Переход к программно- целевым методам среднесрочного бюджетного планирования обеспечивает взаимосвязь между бюджетными расходами и результатами их использования. Формирование бюджета на трехлетний период дает возможность планирования крупных проектов, выходящих за рамки финансового года, а также позволяет планировать расходы на основе разделения действующих и принимаемых обязательств. В начале трехлетнего планирования определяется расходная часть бюджета исходя из принятых ранее обязательств. По мере продвижения внутри трехлетнего цикла возникающий объем дополнительных средств направляется на финансирование вновь принимаемых обязательств, регламентируемых нормативными правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Бюджетный процесс в России регулируется Конституцией РФ, БК РФ, законами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, правилами о порядке составления и исполнения бюджета, издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства, и др.

В основе бюджетного процесса лежат принципы, свойственные как для бюджетной системы Российской Федерации в целом, так и только для бюджетного процесса.

Бюджетный процесс основывается на следующих принципах:

принцип разграничения бюджетной компетенции между органами представительной и исполнительной власти. Конституционное и бюджетное законодательство устанавливает следующее распределение компетенции по стадиям бюджетного про-цесса между ветвями власти: составление и исполнение бюджета отнесено к полномочиям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета - к полномочиям представительных органов власти. Каждый орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет бюджетные полномочия относительно своего уровня бюджета;

принцип специализации бюджетных показателей, который реализуется через бюджетную классификацию;

принцип ежегодности бюджета означает обязательное принятие бюджета на каждый календарный год до начала планируемого года;

принцип гласности в бюджетном процессе предполагает широкое обсуждение проекта бюджета представительным органом соответствующего уровня, доведение его до сведения населения, опубликование утвержденного бюджета.

Бюджетный процесс в Российской Федерации состоит из четырех стадий: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Стадия бюджетного процесса - это совокупность действий органов государственной власти или органов местного самоуправления по осуществлению бюджетного процесса, характеризующаяся внутренним единством и осуществлением определенных действий в соответствии с бюджетной компетенцией каждого органа.

1. Составление проекта бюджета осуществляется исполнительными органами власти. Перед составлением идет разработка планов-прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс государства по территории России. Непосредственная работа по составлению проектов соответствующих бюджетов проводится Минфином России, финансовыми органами субъектов РФ или муниципальных образований.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает перечень сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, и наделяет финансовые органы правом получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ, а также от органов государства, органов местного самоуправления и юридических лиц (ст. 172).

Составление проекта бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории, а также на основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Основываясь на принципе утверждения бюджета до начала финансового года, исполнительные органы власти всех уровней доводят до представительных и исполнительных органов другого уровня необходимые указания по разработке проектов бюджетов.

После представления указанными органами в органы исполнительной власти своих предложений по расчетам о перераспределении доходов и расходов бюджетов разных уровней Правительство РФ не позднее чем за четыре с половиной месяца до начала финансового года доводит до всех представительных и исполнительных органов субъектов РФ следующие данные:

проектируемые нормативы (проценты) отчислений от регулирующих доходов с учетом контингентов этих доходов, поступающих на данной территории;

данные о дотациях, субвенциях и трансфертах, начисляемых к предоставлению из бюджетов одного уровня бюджетам другого уровня, и их целевое назначение;

перечень закрепленных в полном объеме и фиксированных долей (в процентах) доходов за бюджетами всех субъектов РФ.

В процессе подготовки и составления проекта бюджета между органами исполнительной власти разных уровней возможно возникновение разногласий. С целью их преодоления органы исполнительной власти одного уровня могут вносить в органы исполнительной власти другого уровня свои предложения по изменению и уточнению проектируемых последними показателей.

2. Рассмотрение и утверждение бюджетов происходит в представительных органах - Федеральном Собрании РФ, зако-нодательных (представительных) органах субъектов РФ и выборных органах муниципальных образований. Проект бюджета в названные органы вносится соответствующим органом исполнительной власти в определенный законами (решениями) срок. Одновременно с проектом бюджета законодательному (представительному) органу представляются документы и материалы, определенные ст. 1842 БК РФ.

До принятия закона (решения) о бюджете на очередной фи-нансовый год законодательный (представительный) орган должен рассмотреть и принять соответствующее решение по законопроектам о внесении изменений в налоговое законодательство.

В случае невступления в силу закона (решения) о бюджете с начала финансового года вводится механизм временного управления бюджетом, который регламентирован ст. 190 БК РФ. В условиях невступления в силу закона (решения) о бюджете до начала финансового года расходование бюджетных средств в целях продолжения финансирования инвестиционных объектов, государственных контрактов, оказания финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ осуществляется в размере не более 1/12 ассигнований предыдущего года в расчете на месяц.

В условиях временного управления закона (решения) о бюджете на новый финансовый год органу, исполняющему бюджет, запрещается: доводить лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования на бюджетные инвестиции и субсидии юридическим и физическим лицам; предоставлять бюджетные кредиты; осуществлять заимствования в размере более 1/8 объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал; формировать резервные фонды. Однако названные ограничения не распространяются на расходы, связанные с выполнением публичных нормативных обязательств, обслуживанием и погашением государственного или муниципального долга, выполнением международных договоров.

Детальная регламентация стадии рассмотрения и утверждения бюджета осуществляется федеральным законодательством только для федерального бюджета. Порядок и условия представления проекта региональных и местных бюджетов соответствующему представительному органу для рассмотрения и ут-верждения проекта бюджета устанавливаются представительным органом власти или представительным органом местного самоуправления в соответствующем финансово-правовом акте о бюджетном процессе.

3. Исполнение бюджета означает полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечение финансирования всех запланированных бюджетных расходов. Основная задача стадии исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других обязательных платежей, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм. В процессе исполнения бюджета органы законодательной (представительной) и исполнительной власти всех уровней, а также органы местного самоуправления осуществляют корректировку бюджетных назначений, обусловленную подвижностью валютного курса и неравномерностью поступлений доходов в бюджет. На стадии исполнения бюджета осуществляется контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых соответствующим предприятиям, организациям, учреждениям.

Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджета. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функ-циональной бюджетной классификации.

Непосредственная работа по исполнению соответствующего бюджета проводится Минфином России, его подразделениями и органами, Федеральной налоговой службой, финансовыми отделами исполнительных органов власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Организация исполнения бюджетов всех уровней и внебюд-жетных фондов возложена федеральным законодательством на систему органов Казначейства России, которое осуществляет кассовое исполнение бюджета. Правомерность названных полномочий Федерального казначейства подтверждена постановлением Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности положений частей четвертой, пятой и шестой статьи 215" Бюджетного кодекса Российской Федерации». Согласно БК РФ (гл. 24 «Основы исполнения бюджетов») казначейское исполнение бюджета является составной частью (процедурой) стадии исполнения бюджета.

Сущность казначейской системы исполнения бюджетов состоит в том, что Российская Федерация в целом, субъекты РФ и муниципальные образования посредством использования казначейской технологии получают реальную возможность осуществлять и контролировать весь цикл оборота бюджетных средств - от зачисления и распределения доходов до составления и проверки отчетности об использовании выделенных из бюджета денежных средств. Процесс казначейского исполнения бюджета состоит из следующих стадий:

регистрация бюджетных поступлений;

доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств;

установление и доведение лимитов бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

подтверждение органом, исполняющим бюджет, денежных обязательств;

распределение доходов между бюджетами различных уровней;

расходование бюджетных средств.

На основании ст. 2151 БК РФ органы Федерального казначейства являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Аналогичные полномочия закреплены в Положении о Федеральном казначействе, на основании которого Федеральное казначейство осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п. 5.12); обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов (п. 5.13). Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Фе-дерального казначейства (утв. приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. № 1н) также определяет, что «все кассовые операции по исполнению соответствующего бюджета осуществляются органом Федерального казначейства от имени и по поручению финансового органа (уполномоченного органа), администратора поступлений, администратора или получателя средств бюджета на основании платежных документов, оформленных ими» (п. 1.5). Более того, Общий порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (утв. приказом Федерального казначейства от 25 августа 2005 г. № 12н), развивая положения ст. 8 и 215 БК РФ, устанавливает, что управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют соответствующие финансовые органы, если законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления не установлено иное (п. 1.6).

В таком правовом режиме материальные бюджетные права, а также право требования к бюджетному счету сохраняются за соответствующим собственником бюджетных средств в лице уполномоченного органа исполнительной власти. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования являются самостоятельными субъектами бюджетных правоотношений, статус которых обусловлен тем, что они осуществляют правомочия собственника финансовых ресурсов и выступают в правоотношениях в лице своих органов. Все денежные операции со средствами бюджетов отражаются на счетах, право распоряжения которыми принадлежит органам, исполняющим бюджет. Распоряжение бюджетным счетом выступает неотъемлемым элементом права собственности на региональный или местный бюджет.

Процесс казначейского исполнения бюджета обеспечивает реализацию права Российской Федерации, каждого субъекта РФ и муниципального образования иметь собственный бюджет. Необходимо отметить, что ранее действовавшее бюджетное законодательство1 предусматривало обслуживание органами Федерального казначейства счетов только дотационных субъектов РФ; недотационные субъекты РФ имели право обслуживать бюджетные счета через региональные казначейства. С введением в действие ст. 2151 БК РФ кассовое обслуживание бюджетов всех субъектов РФ и муниципальных образований осуществляется Федеральным казначейством, что соответствует конституционным принципам равенства субъектов РФ и равенства муниципальных образований.

Бюджетные полномочия Федерального казначейства определены ст. 1661 БК РФ, а п. 1 ст. 167 БК РФ установлена ответственность Федерального казначейства за правильное и своевременное кассовое обслуживание бюджетных счетов.

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Феде-ральное казначейство открывает счета в Центральном банке РФ. Полномочия Центрального банка по обслуживанию счетов бюджетов были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в постановлении от 17 июня 2004 г. № 12-П по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 155, п. 2 и 3 ст. 156 и абз. 22 ст. 283 БК РФ в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия подтвердил соответствие названных положений БК РФ Конституции РФ.

На основании ст. 75 Конституции РФ и конкретизирующих ее положений Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет возложенные на него функции, одной из которых является обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами. Данная функция, согласно названному Федеральному закону, реализуется посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и госу-дарственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов (п. 6 ст. 4); Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов РФ и средствами местных бюджетов (ч. 2 ст. 23); при этом получение прибыли не является целью деятельности Банка России (ч. 2 ст. 3).

В названном постановлении Конституционный Суд РФ обосновал вывод, согласно которому взаимосвязанные положения п. 2 ст. 155 и п. 2 ст. 156 БК РФ не противоречат Конституции РФ, поскольку - по смыслу этих положений и исходя из их места в системе бюджетно-правового регулирования - установленный ими порядок обслуживания счетов бюджетов не нарушает финансовую самостоятельность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также не исключает возможность открывать счета бюджетов в кредитных организациях в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом».

Исполнение бюджета происходит отдельно по доходам и расходам. По доходам бюджет исполняют Минфин России,

Федеральная налоговая служба и т. д. По расходам бюджет исполняется участниками бюджетных правоотношений в лице главного распорядителя бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств - это орган государственной вла-сти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений и осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств.

Исполнение бюджета любого уровня осуществляется на основе бюджетной росписи, в которой обязательно отражаются все изменения, связанные с исполнением бюджета. На основании закона о бюджете и сводной бюджетной росписи у органа, исполняющего бюджет, возникает обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока.

Бюджетное обязательство имеет определенный лимит - объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на срок не более трех месяцев. Утверждается лимит бюджетных обязательств органом, исполняющим бюджет, на основе проектов распределения, утверждаемых главным распорядителем бюджетных средств. До всех распорядителей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств доводятся органом, исполняющим бюджет, не позднее чем за пять дней до начала периода их действия. Лимиты бюджетных обязательств обобщаются в сводный реестр, который представляется уполномоченным исполнительным органом в контрольный орган, образованный законодательным (представительным) органом.

В определенных БК РФ случаях возможно изменение лимитов бюджетных обязательств. Изменения доводятся уполномоченным исполнительным органом, распорядителями бюджетных средств до всех распорядителей и получателей бюджетных средств не позднее чем за пять дней до начала периода действия измененных лимитов. БК РФ запрещается изменять лимиты бюджетных обязательств после истечения половины срока их действия.

Работа по исполнению бюджетов всех уровней завершается 31 декабря. До названной даты включительно органы казначейства обязаны оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. С 31 декабря прекращают действовать все лимиты бюджетных обязательств. Все счета, используемые для исполнения бюджетов, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. После 25 декабря не допускается принятие бюджетных обязательств. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено органами казначейства 28 декабря.

После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в доходах этого бюджета наступившего финансового года в качестве остатка средств.

4. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета представляет собой завершающую стадию бюджетного процесса. БК РФ устанавливает оперативную, ежеквартальную, полугодовую и годовую отчетность об исполнении бюджета. Непосредственная работа по сбору, сведению, составлению и представлению отчетности об исполнении бюджета в представительный орган, соответствующий контрольный орган и Федеральное казначейство осуществляется уполномоченным исполнительным органом на основе единой методологии. Годовой отчет об исполнении бюджета утверждается (или отклоняется) представительным органом. Принятые отчеты по бюджету публикуются в средствах массовой информации в течение следующего года в специальных статистических сборниках.

Бюджетный процесс представляет собой совокупностьследующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета,начиная с момента его разработки до момента утверждения отчета об исполнении, подчиненных цели создания централизованного фонда денежных средств (государственного и муниципального бюджетов), эффективного его использования для обеспечения функций государства и местных органов власти.

Кроме того, под бюджетным процессом понимаетсярегламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса:

По составлению и рассмотрению проектов бюджетов,проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Утверждению и исполнениюбюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Контролю за их исполнением;

Составлению, рассмотрению и утверждению отчета об исполнении бюджета.

Признаками бюджетного процесса являются целенаправленность и юридическая результативность, закрепление полномочий участников, цикличность, непрерывность, стадийность.

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. К ним относятся:

последовательность вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти (проект бюджета составляют исполнительные органы власти, закон (решение) о бюджете принимается представительными органами власти, исполняют бюджет органы исполнительной власти);

ежегодность бюджета (включает правило об обязательном принятии бюджета до начала планируемого года и способствует: "прозрачности" бюджетной деятельности, эффективности бюджетного контроля, выявлению тенденций рыночного развития);

публичность и гласность (предполагают широкое обсуждение проекта бюджета до его принятия органами представительной власти и общественностью, а также опубликование принятого бюджета в печати);

специализация бюджетных показателей (состоит в использовании бюджетной классификации, предполагающей группировку доходов бюджетов всех уровней по источнику возникновения, а расходов - по целевому назначению и направлениям деятельности).

К основным задачам бюджетного процесса относятся: выявление материальных и финансовых резервов государства; максимально приближенный к реальности расчет доходов и расходов бюджетов; обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов; согласование бюджетов с реализуемой экономической программой, а также осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.


Бюджетный процесс в Российской Федерации регламентируется:

· Бюджетным кодексом РФ;

· соответствующим законом субъекта Федерации;

· соответствующими правовыми актами органа местного самоуправления.

Участниками бюджетного процесса являются:

1.Президент Российской Федерации;

2.органы законодательной (представительной) власти;

3.органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

4.органы денежно-кредитного регулирования;

5.органы государственного и муниципального финансового контроля;

6.государственные внебюджетные фонды;

7.главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

8.иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

9.бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении. Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль над исполнением бюджетов.

Центральный банк РФ совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти. Он является первым прямым получателем бюджетных средств, имеющим право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. В его функции входит распределение бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, а также утверждение сметы доходов и расходов и осуществление контроля за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

Распорядителем бюджетных средств является орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов и контролирует целевое использование ими бюджетных средств.

Бюджетополучатель, или бюджетное учреждение, - это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.). Финансируется, как правило, в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов. Что касается контрольно-счетных органов, таких как Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, то они осуществляют контроль над исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов и проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

Бюджетный процесс в РФ состоит из следующих стадий бюджетной деятельности:

Составление проекта бюджета;

Рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

Исполнение бюджета;

Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно и на каждой из них решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время.

Составление проекта бюджета основывается на:

· Бюджетном послании Президента РФ;

· прогнозе социально-экономического развития соответствующих территорий на очередной финансовый год;

· основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

· прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

· плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

При составлен проекта бюджета учитываются минимальные государственные социальные стандарты – это государственные услуги, предоставление которых гарантируется государством гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на определенном минимально допустимом уровне на всей территории России.

Под минимальной бюджетной обеспеченностью понимается минимально допустимая стоимость государственных и муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

Рассмотрение и утверждение бюджета - осуществляется представительными органами власти. Внесение проекта федерального закона о федеральном бюджета на следующий год в Госдуму осуществляется Правительством РФ не позднее 29 августа текущего года.

Государственная Дума рассматривает законопроект о федеральном бюджете в четырех чтениях. В первом чтении Государственная дума обсуждает концепцию и прогноз социально- экономического развития РФ, основные направления налоговой и бюджетной политики, основные принципы взаимоотношений Федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации.

При рассмотрении проекта Федерального бюджета во втором чтении Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам бюджетной функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении.

При рассмотрении указанного законопроекта в третьем чтении Государственная Дума обсуждает расходы бюджета по подразделам функциональной классификации, всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам в пределах расходов, утвержденных по разделам во втором чтении.

В четвертом чтении Государственная Дума рассматривает поправки к законопроекту, а также поквартальное распределение доходов, расходов и дефицит (профицит) федерального бюджета.

Исполнение бюджета - наиболее ответственная фаза бюджетного процесса, выражающая претворение в жизнь главного финансового плана. Его цель заключается в обеспечении достаточного финансирования государственных мероприятий, предусмотренных бюджетами, на основе своевременного и полного поступления доходов. В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов. Все бюджеты РФ исполняются по принципу единства кассы, означающему исчисление доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление расходов с единого счета бюджета.

Составление отчета об исполнении бюджета - заключительная стадия бюджетного процесса. Вся работа по составлению отчетов возложена на Министерство финансов РФ и его финансовые органы, Министерство по налогам и сборам и его налоговые инспекции, Государственный таможенный комитет и его органы. Отчет об исполнении бюджета утверждается в законодательных органах.

Главной задачей реформирования бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления общественными финансами в соответствии с приоритетам государственной политики.

Одна из задач этой реформы заключается в смещении акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами (затратами) на управление результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

Учитывая необходимость перехода к управлению результатами, бюджет должен формироваться исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования должны иметь четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании главное внимание необходимо уделять обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. Расширяется самостоятельность и ответственность администраторов бюджетных средств. При этом устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана, формируется общая сумма ассигнований на выполнение определенных функций и программ, детализация направлений использования которых осуществляется администраторами бюджетных средств, создаются стимулы для оптимизации использования ресурсов. Приоритет отдается внутреннему контролю, ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни. Проводится мониторинг и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности, оценка деятельности администраторов бюджетных средств ведется по достигнутым результатам.

Основой новой организации бюджетного процесса должна стать модель бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования. Ее суть - распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

Эта модель предполагает также создание системы мониторинга результативности бюджетных расходов, переход к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемости объема ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств.

Реформирование бюджетного процесса предлагается осуществить по следующим направлениям:

1) реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета;

2) выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;

3) совершенствование среднесрочного финансового планирования;

4) совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;

5) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

В рамках первого направления предусматривается приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов с учетом изменений структуры и функций федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.

Второе и третье направления должны обеспечить повышение надежности среднесрочного прогнозирования объема ресурсов, доступных для администраторов бюджетных средств, в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственной политики.

Четвертое направление предполагает формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.

Пятое направление предполагает совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты.

Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность , органов местного самоуправления , других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов , проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, по утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и органов местного самоуправления . Основными законодательными актами, регулирующими все стадии бюджетного процесса являются Конституция РФ , Бюджетный кодекс РФ, иные законодательные акты федерального уровня, регулирующие отдельные вопросы организации бюджетного процесса на разных уровнях бюджетной системы, законодательные акты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, определяющие организацию бюджетного процесса в конкретных субъектах РФ и муниципальных образованиях . Помимо этого порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов соответствующих уровней регулируется Указами Президента РФ , а также нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти соответствующего уровня и органов местного самоуправления.

Составление бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ ; прогнозе социально-экономического развития; прогнозе сводного финансового баланса; плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на год. При этом исходными макроэкономическими показателями служат объем валового внутреннего продукта на год и темп его роста, уровень инфляции . На основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития формируется перспективный финансовый план - документ о прогнозных возможностях по мобилизации доходов, привлечению заимствований и финансированию основных расходов бюджета. В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2004 году» одобренные Правительством Российской Федерации перспективный финансовый план и бюджет «расширенного правительства» должны быть основой для формирования основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год.

В настоящее время ставятся задачи повысить качество среднесрочного бюджетного планирования и предусмотреть возможность утверждения Правительством РФ структуры бюджетных расходов на три предстоящих года. Ежегодные бюджетные проектировки должны формироваться на основе, отражающей финансовые последствия принимаемых решений. Намечено создать систему планирования и мониторинга результативности бюджетных расходов с помощью бюджетирования, ориентированного на результаты.

Разработка проекта бюджета включает две стадии - подготовительную и конкретно-адресную.

На подготовительной стадии проводятся организационно-методические мероприятия; определяется ожидаемое исполнение бюджета за текущий год, планируются показатели бюджета очередного года. Финансовые органы на этой стадии разрабатывают методические указания по исчислению бюджетных показателей на очередной финансовый год, по применению действующих норм, индексов-дефляторов, по заполнению форм расчетов; устанавливают для своих подразделений контрольные цифры по доходам и расходам соответствующих бюджетов.

Конкретно-адресная стадия состоит в установлении объема доходов бюджета, конкретных направлений использования бюджетных средств по отраслям, ведомствам, территориям, программам, мероприятиям, источников покрытия дефицита бюджета.

Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до очередного года. Решение о начале работы инициирует Президент РФ, а Правительство РФ организует поэтапное ее проведение. Оно принимает ежегодно постановление о разработке на очередной год прогноза социально-экономического развития РФ и проекта федерального закона о федеральном бюджете, параметров прогноза социально-экономического развития РФ и перспективного финансового плана. В постановлении даются предписания, указания, поручения министерствам, Центральному банку РФ , органам управления государственными внебюджетными фондами, главным распорядителям бюджетных средств, органам исполнительной власти субъектов РФ, закрытых административно-территориальных образований с указанием сроков представления необходимых материалов.

Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана - прогноза функционирования экономики страны на очередной год.

Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики федерального бюджета, распределяет его расходы в соответствии с функциональной классификацией расходов и составляет расчет основных доходов и расходов на среднесрочную перспективу.

Принятые Правительством РФ основные характеристики федерального бюджета и распределение его расходов могут быть представлены в виде информации палатам Федерального Собрания РФ по их запросам. После этого Минфин РФ в двухнедельный срок:

  • направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;
  • уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений на очередной год и на среднесрочную перспективу, определенной законодательством Российской Федерации.

Второй этап - распределение предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов , исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном году, о приостановлении действия отдельных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.

Одновременно Министерство экономического развития и торговли РФ формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в очередном году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу. Несогласованные вопросы подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов.

Разработка и согласование федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета завершаются не позднее 15 июля текущего года. Правительство РФ рассматривает прогнозы, проект бюджета и другие документы для внесения их в Государственную Думу .

Реформирование бюджетного процесса требует:

  • создать механизм подготовки проекта бюджета, обеспечивающего распределение бюджетных расходов по стратегическим целям, задачам и программам главных распорядителей бюджетных средств;
  • разработать методологию составления бюджетных проектировок последних;
  • обеспечить взаимосвязь среднесрочного и годового бюджетных циклов.

Рассмотрение и утверждение бюджета - стадия бюджетного процесса, которая относится к компетенции соответствующих законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления. На этой стадии реализуется их право бюджетной инициативы, дается оценка представленного исполнительными органами власти проекта бюджета на очередной финансовый год. Бюджетная инициатива представляет собой право законодательных органов и других субъектов права законодательной инициативы вносить изменения в проект бюджета, а также предлагать проекты законов, касающиеся бюджетной сферы.

Успешное рассмотрение и утверждение бюджета невозможно без соблюдения определенных требований, характеризующих взаимоотношения законодательных (представительных) органов власти и органов исполнительной власти в бюджетном процессе:

  • учет временного фактора: отведение достаточного периода времени для обсуждения проекта бюджета в представительном органе; принятие бюджета до начала планируемого года с тем, чтобы у исполнительных органов власти не было возможности бесконтрольно использовать бюджетные средства в период до утверждения бюджета; введение временного управления бюджетом в том случае, если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала финансового года (ст. 190 БК РФ), что ограничивает возможности бюджетополучателей, поскольку финансирование расходов осуществляется исходя из показателей, сложившихся в предшествующем году;
  • представление в законодательный орган власти проекта бюджета, тщательно разработанного, прозрачного, с необходимыми сведениями: отчетом правительства; заключением органа внешнего финансового контроля (Счетной палаты РФ, контрольно-счетных палат субъектов РФ и муниципальных образований); докладами и заключениями независимых экспертов о финансовом положении; компетентное и беспристрастное отображение бюджетного процесса в средствах массовой информации; возможность подробного изучения предложений правительства о тех или иных расходах, эффективности намечаемых программ;
  • творческое сотрудничество парламента и правительства, создание согласительных комиссий для преодоления возникших разногласий по предметам чтений. Исполнительные органы власти должны давать объективную оценку в своих заключениях на предложения законодательных органов власти об увеличении объема расходов с точки зрения полезности и финансовой возможности их осуществления. Необходимо неукоснительно соблюдать правила принятия новых расходов только при условии указания источника их покрытия или перераспределения существующих расходов. Кроме того, право вето органов исполнительной власти всех уровней на принятый представительными органами власти закон о бюджете консолидирует их действия на выработку оптимального бюджета;
  • ясная определенность с исполнением бюджета текущего года. Законодательные органы власти не должны вмешиваться в исполнение бюджета без достаточных на то оснований;
  • своевременность разработки и утверждения отдельных законов и норм, которые имеют последствия для бюджета (законы о налогах, о выплатах населению и т.п.), одновременное принятие их с утверждением бюджета. Целесообразно рассмотрение и принятие взаимосвязанных правовых документов пакетом. При этом разработчики законопроектов должны четко обосновать необходимость принятия закона, его концепцию, а также предоставить финансово-экономическое обоснование;
  • наличие регламентированной законом процедуры парламентского контроля с определением форм контроля, полномочий законодательных (представительных) органов власти, в том числе возможностью создания собственного контрольного органа для проведения внешнего аудита бюджета.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной год не позднее 26 августа текущего года одновременно с документами и материалами, характеризующими предварительные итоги и прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики, прогноз сводного финансового баланса, прогноз консолидированного бюджета РФ, расчеты по доходам и расходам федерального бюджета в разрезе основных подразделений бюджетной классификации РФ.

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, ответственный за рассмотрение бюджета, готовит заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям ст. 192 Бюджетного кодекса РФ . Совет Думы выносит решение о принятии законопроекта к рассмотрению нижней палатой либо его возвращении в Правительство РФ на доработку.

Проект указанного закона в течение трех дней направляется в Совет Федерации , комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в четырех чтениях, на которые отводится соответственно 30,15, 25 и 15 дней со дня его внесения или принятия в предыдущем чтении.

Субъекты права законодательной, бюджетной инициативы направляют свои поправки по предметам чтений в Комитет по бюджету и налогам, который проводит экспертизу представленных поправок, готовит сводные таблицы и направляет в соответствующие профильные комитеты Государственной Думы.

В первом чтении обсуждаются концепция проекта федерального бюджета, прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета (доходы по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов; распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ; дефицит бюджета в процентах к расходам и источники его покрытия; общий объем расходов бюджета).

При утверждении в первом чтении основных характеристик Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.

В случае отклонения в первом чтении проекта закона палата может:

  • передать его в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета (далее - согласительная комиссия), состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета в соответствии с предложениями и рекомендациями комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения;
  • вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;
  • поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

Во время второго чтения утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов в пределах общего объема расходов, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Если Государственная Дума отклоняет во втором чтении проект закона о федеральном бюджете, то он передается в согласительную комиссию.

В третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов и главным распорядителям бюджетных средств по всем четырем уровням функциональной классификации расходов, распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки по субъектам РФ, расходы на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы, программы предоставления гарантий Правительства РФ, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, Программа государственных внешних заимствований РФ и другие показатели и программы. Общая сумма ассигнований по каждому разделу функциональной классификации расходов с учетом принятых поправок не должна превышать сумму расходов по соответствующему разделу, утвержденному во втором чтении.

В четвертом чтении проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

После принятия Государственной Думой закона о федеральном бюджете он в течение пяти дней передается в Совет Федерации, так как согласно Конституции РФ подлежит обязательному рассмотрению верхней палатой. В течение 14 дней со дня представления Совет Федерации рассматривает закон о федеральном бюджете и голосует за его одобрение в целом. Затем закон в течение пяти дней со дня одобрения Советом Федерации направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

В случае непринятия проекта закона о федеральном бюджете или невступления в силу соответствующего закона до 1 января очередного года Государственная Дума может принять закон о порядке финансирования расходов из федерального бюджета в I квартале финансового года.

На региональном и местном уровнях рассмотрение и утверждение бюджетов происходит в аналогичном порядке с учетом некоторых особенностей, связанных с однопалатной структурой законодательных (представительных) органов; меньшим числом чтений; подписанием закона (решения) о бюджете высшим должностным лицом субъекта РФ (главой муниципального образования) и др.

При составлении проектов бюджетов субъектов РФ, их рассмотрении и утверждении органы государственной власти субъектов РФ руководствуются положениями Бюджетного кодекса РФ, другими федеральными нормативными актами, а также собственным законодательством, в частности законом о бюджетном устройстве и бюджетном процессе на соответствующей территории, ежегодно принимаемым законом о региональном бюджете на очередной финансовый год и другими актами.

В состав операций, составляющих содержание исполнения бюджета, включаются также операции по учету исполнения бюджета, представляющему собой систему сбора, регистрации и обобщения информации о ходе исполнения бюджета и охватывающему все финансово-хозяйственные операции, связанные с процессом его исполнения. Учет исполнения федерального бюджета осуществляется органами федерального казначейства, учет исполнения региональных и местных бюджетов - финансовыми органами или региональными (муниципальными) казначействами либо органами федерального казначейства (при условии подписания соглашения органам федерального казначейства с органами власти субъекта РФ или местного самоуправления об исполнении соответствующих региональных и местных бюджетов).

В Российской Федерации учет исполнения бюджетов всех уровней ведется по единой системе, регламентируемой нормативными документами Правительства РФ и Министерства финансов РФ. Последнее устанавливает формы бухгалтерских документов и регистров учета, разрабатывает инструкции и другие нормативно-правовые акты по ведению учета исполнения бюджета. Данные учета исполнения доходов и расходов бюджета являются основой для принятия органами исполнительной власти адекватных управленческих решений. На основании данных учета составляется отчет об исполнении бюджета.

Отчет об исполнении бюджета - документ, содержащий установленную нормативно-правовыми актами совокупность плановых и фактических показателей, характеризующих исполнение бюджета за определенный период времени.

Формы отчетов об исполнении бюджетов всех уровней, порядок их составления и представления определяются Министерством финансов РФ в нормативно-правовых актах, издаваемых ежегодно. Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет (финансовый или казначейский орган), на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Отчет представляется в соответствующий исполнительный орган власти или орган местного самоуправления. Одобренный исполнительным органом власти отчет направляется в представительный орган в форме проекта закона, до начала рассмотрения которого проводится внешняя проверка отчета контрольным органом (Счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов РФ, муниципальных образований).

Органы, исполняющие бюджет, составляют также отчет об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, который не утверждается представительным органом власти либо представительным органом местного самоуправления.

Исполнение бюджета, завершая бюджетный процесс, позволяет оценить эффективность работы по обоснованности расчета бюджетных показателей, произведенного на стадиях составления, рассмотрения и утверждения бюджета, применения норм и нормативов, действенности различных методик планирования расходов; установить факторы, обусловившие отклонения фактических данных от запланированных; принять адекватные управленческие решения.

В Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг. Правительством РФ предусмотрено: перейти преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, которые обеспечили бы прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования согласно установленным приоритетам государственной политики; упорядочить составление и утверждение федерального бюджета (сократить процедуру рассмотрения проекта бюджета; рассматривать его в трех чтениях; одновременно проводить рассмотрение Государственной Думой проекта закона об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год и др.). Конечной целью намечаемых изменений является повышение результативности бюджетных расходов для успешного решения задач повышения благосостояния населения и обеспечения устойчивого роста экономики страны.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение бюджетного процесса, охарактеризуйте его стадии и состав участников.
  2. Какими законодательными и нормативно-правовыми актами регулируются отдельные стадии бюджетного процесса?
  3. Как разграничиваются функции участников бюджетного процесса?
  4. Охарактеризуйте основные этапы составления федерального бюджета.
  5. Каково содержание основных этапов рассмотрения федерального бюджета и его утверждения?
  6. На каких принципах исполняется бюджет и какие этапы и процедуры необходимо соблюдать при этом?
  7. Чем отличаются понятия «исполнение бюджета» и «кассовое исполнение бюджета»?
  8. Как влияет система исполнения бюджета на содержание этапов исполнения бюджета?
  9. В каком порядке составляется и утверждается отчет об исполнении бюджета?
  10. Назовите основные направления реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации.

Задания для самостоятельной работы

  1. Проанализируйте и сравните бюджетные полномочия участников бюджетного процесса в РФ.
  2. Составьте схему, отражающую процесс рассмотрения и утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
  3. Охарактеризуйте содержание каждого из этапов исполнения бюджета по расходам, покажите их отличительные особенности. Сделайте выводы об особенностях каждого этапа исполнения бюджетов на разных уровнях бюджетной системы РФ.

Бюджетный процесс в Российской Федерации

1. Основы организации бюджетного процесса

2. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов

3. Организация исполнения бюджетов

1. Основы организации бюджетного процесса

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти , органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета , составлению , внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

    Конституция РФ,

    Бюджетный кодекс РФ,

    иные федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы организации бюджетного процесса на разных уровнях бюджетной системы,

    законы и муниципальные правовые акты субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления, определяющие организацию бюджетного процесса в конкретных субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Помимо этого порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов соответствующих уровней регулируется Указами Президента РФ, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти соответствующего уровня и органов местного самоуправления.

Бюджетным кодексом РФ определяются, с одной стороны, основы организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы РФ, включая принципы организации и функционирования этой системы, полномочия участников бюджетного процесса, основы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, вопросы формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, бюджетную классификацию, установление форм бюджетной документации и отчетности,

санкции за нарушение бюджетного законодательства, организацию бюджетного учета и отчетности и, с другой стороны, порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, находящегося в ведении федеральных органов власти, - федерального бюджета.

Вопросы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения региональных бюджетов регламентируются бюджетным законодательством субъектов РФ. Бюджетный процесс на местном

уровне регулируется муниципальными правовыми актами представительных

органов местного самоуправления.

Бюджетный период представляет собой срок, в течение которого действует утвержденный бюджет. В Российской Федерации бюджетный период составляет 12 месяцев и длится с 1 января по 31 декабря.

Участниками бюджетного процесса являются:

    Президент Российской Федерации;

    высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;

    законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;

    исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

    Центральный банк РФ;

    органы государственного и муниципального финансового контроля;

    органы управления государственными внебюджетными фондами,

    главные распорядители бюджетных средств,

    главные администраторы доходов бюджета,

    главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

    получатели бюджетных средств.

Каждый участник бюджетного процесса обладает совокупноетью бюджетных полномочий.

Президент РФ:

    направляет Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание, определяя в нем приоритеты бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период;

    подписывает и обнародует федеральные законы, включим Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

    принадлежит право законодательной инициативы, в том числе по бюджетным вопросам; он имеет право отклонить Федеральный закон о федеральном бюджете и, наконец, он подписывает закон об исполнении федерального бюджета.

К бюджетным полномочиям законодательных органов гоударственной власти, представительных органов местного самоуправления относятся:

    рассмотрение проекта соответствующего бюджета и его утверждение,

    утверждение отчета об исполнении бюджета,

    осуществление последующего контроля за исполнением бюджета,

    формирование и определение правового статуса органов,

    выполняющих контороль за исполнением соответствующих бюджетов.

К бюджетным полномочиям исполнительных органов государственной власти и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований относятся:

    составление проекта бюджета,

    внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных органов,

    разработка и утверждение методики распределения и порядков предоставления межбюджетных трансфертов,

    обеспечение исполнения бюджета и составления бюджетной отчетности,

    представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных органов, обеспечение управления государственным долгом.

Центральный банк РФ совместно с Правительством РФ

    разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации основные направления денежно-кредитной политики,

    обслуживает счета бюджетов и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета,

    выполняют функции Центрального банка РФ по обслуживанию счетов бюджетов при отсутствии учреждений Центрального банка РФ на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций,

    могут привлекаться на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов.

К бюджетным полномочиям органов государственного, муниципального финансового контроля относятся:

    осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов.

    подготовка заключений на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов,

    проведение экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и иных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов РФ и актов органов местного самоуправления.

Бюджетным законодательством к участникам бюджетного процесса отнесены также главные распорядители бюджетных средств. Их роль в бюджетном процессе определяется тем, что средства бюджетов соответствующих уровней доводятся до конечных бюджетополучателей опосредованно через распорядителей бюджетных средств.

Главным распорядителем средств соответствующего бюджета является

    орган местной администрации,

    наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющее право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В свою очередь распорядитель средств соответствующего бюджета имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств поподведомственным получателям бюджетных средств. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств участвуют в бюджетном процессе на стадиях составления бюджета, его исполнения и составления бюджетной отчетности.

Бюджетный процесс включает следующие стадии:

а) состанление проекта бюджета;

б) рассмотрение и утверждение бюджета;

в) исполнение бюджета;

г) составление, внешняя проверка,

рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.

Эти стадии осуществляются в строгой последовательности в течение бюджетного периода и тесно взаимосвязаны между собой.

На стадии составления бюджета главный распорядитель

    формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;

    осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета,

    составляет обоснования бюджетных ассигнований;

    определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений;

    формирует государственные задания.

На стадии исполнения бюджета главный распорядитель бюджетных средств

    обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

    ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

    составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись,

    распределяет бюджетные ассигнования,

    лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета,

    обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий;

    организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности.

При составлении бюджетной отчетности главный распорядитель бюджетных средств формирует сводную отчетность об использовании бюджетных средств подведомственными распорядителями и бюджетополучателями для последующего включения ее в отчет об исполнении бюджета.

Права получателей средств соответствующего бюджета в лице органа государственной власти, органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, а также находящегося в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетного учреждения ограничены лишь принятием и исполнением бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Администратором доходов бюджета является:

    орган государственной власти,

    орган местного самоуправления,

    орган местной администрации,

    орган управления государственным внебюджетным фондом,

    Центральный банк РФ,

    бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.

Главный администратор доходов бюджета:

    орган государственной власти,

    орган местного самоуправления,

    орган местной администрации,

    орган управления государственным внебюджетным фондом,

    Центральный банк РФ,

    иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) служащие администраторами доходов бюджета.

Администратором источников финансирования дефицита бюджета является:

орган государственной власти,

орган местного самоуправления,

орган местной администрации,

орган управления государственным внебюджетным фондом,

иная организация, имеющие право в соответствии с Бюджетным кодексом РФ осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета:

орган государственной власти,

орган местного самоуправления,

орган местной администрации,

орган управления государственным внебюджетным фондом,

иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Для упорядочения бюджетного процесса введено понятие «субъекты бюджетного планирования», под которыми понимаются:

    федеральные министерства, имеющие право вносить в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансовому обеспечению федеральных служб и федеральных агентств;

    федеральные службы и федеральные агентства,

    федеральные органы законодательной и судебной власти,

    Генеральная прокуратура РФ,

    Счетная палата РФ,

    Центральная избирательная комиссия РФ, имеющие право распределять ассигнования и лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Основной функцией каждого из субъектов бюджетного планирования на федеральном уровне является представление в Министерство финансов РФ обоснованной суммы бюджетных расходов на планируемый год в целом по субъекту планирования с разбивкой по подведомственным ему главным распорядителям бюджетных средств.