Резерв средств на непредвиденные работы и затраты. Непредвиденные работы и затраты

Вопрос: Работы по строительству были начаты в 2008 году. На момент разработки проектно-сметной документации (далее - «ПСД») по объектам временные мосты и подъездные автодороги территориальные сметные нормативы (Краснодарского края) отсутствовали, сметно-нормативная база 2008-2009 гг. была выпущена не в полном объеме. Во избежание вынужденных простоев и, как следствие, срыва сроков сдачи объектов, указанная ПСД была разработана с применением действующих федеральных сметных нормативов выпуска 2000-2007 гг.
В настоящее время ФГУ «Главгосэкспертиза» выдвинуло требование пересчитать сметную стоимость строительства временных подъездных автодорог и мостов на них в цены «эталонной» базы выпуска 2008-2010 гг.
На момент комплексной сдачи ПСД в ФГУ «Главгосэкспертиза», по состоянию на 01.10.2010 г., все временные мосты были построены и находятся в фактической эксплуатации. Стоимость выполненных объемов работ определена по сметам, разработанным на стадии «РД», а выполненные подрядчиком работы сданы в полном объеме по ПСД выпуска 2001-2007 гг. с уплатой всех бухгалтерских и налоговых платежей.
Данное положение дел соответствует «Требованиям к составлению сметной документации при разработке проектной и рабочей документации на строительство объектов, финансируемых с привлечением средств Федерального бюджета», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД». Согласно указанным «Требованиям...», нормы и расценки утвержденной «эталонной» базы СНБ-2001/2008-2009 могут применяться при составлении ПСД, выпускаемой после 18 августа 2009 года, и ранее выпущенная ПСД с применением норм и расценок СНБ-2001/2007 пересчету не подлежит.
Необходимо отметить, что пересчет базовой стоимости в текущий уровень выполнен по индексу пересчета Минрегиона за 3 квартал 2010 года по Краснодарскому краю для вида строительства «прочие объекты». В расчетном индексе на «прочие объекты» не учтена специфика строительства мостов и тоннелей, а также номенклатура соответствующих материалов и механизмов (например, применение усиленного шпунта с поставкой из Нижнего Тагила, конструкции мостов и тоннелей импортного производства, импортная тоннельная и буровая техника и т.д.). Следует отметить, что в соответствии с договором строительство велось как в 2008, так и в 2009 годах. При этом стоимость выполненных объемов работ определялась с учетом индексов пересчета действующих на момент выполнения работ, например: индекс в уровне 3 квартала 2009 года составлял -5.5; в уровне 4-го квартала 2009 года -5.58; ФГУ «Главгосэкспертиза» для определения текущей стоимости предлагает применить индексы 3 квартала 2010 года в размере 4,84. Считаем, что индексы пересчета не должны быть ниже тех, по которым было принято выполнение и оплачены налоги. Предлагаем для определения стоимости в текущем уровне цен принять индексы 4 квартала 2009 года.
Кроме того, считаем, что требования ФГУ «Главгосэкспертиза», предъявляемые к Генпроектировщику и Заказчику в части пересчета ПСД, основываются на неправильном толковании существующей нормативной базы в строительстве, в частности:
- занижается стоимость металлических пролетных строений, высокопрочных болтов и опорных частей, которая была принята по отраслевым (ОАО «РЖД») сборникам сметной стоимости материалов и конструкций, как на материалы и конструкции, стоимость которых отсутствовала в Федеральных сборниках сметных цен на материалы и конструкции;
- незаконно исключены затраты на железнодорожные перевозки и автомобильные перевозки свыше 30 км со ссылкой на то, что стоимость перевозок учтена в стоимости материалов по ФССЦ-2001 (при этом указываются нормы, приведенные в сборнике ТСЦ-2001, что противоречит п. 4.24 МДС 81-35.2004);
- занижены транспортные и заготовительно-складские расходы до 3% на общестроительные материалы, что не может быть принято, поскольку явно противоречит п. 4.60 МДС 81-35.2004, в котором прямо указано: при невозможности определения транспортных расходов по калькуляциям (даже для оборудования), эти расходы могут определяться по укрупненным показателям, т. е. по проценту от отпускной цены;
- исключены из сводного сметного расчета затраты по усиленной охране объектов специализированными охранными организациями, что противоречит требованиям письма Минрегиона РФ от 13 августа 2008 г. № 20070-СМ/08;
- исключена из состава сводного сметного расчета премия за ввод объекта в эксплуатацию, что явно противоречит п. 9.8 Приложения № 8 МДС 81-35.2004;
- в части изменения норматива непредвиденных расходов по замечанию экспертизы с 10% на 3%. В соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта относятся к технически сложным объектам, мосты с пролетами более 100 м и заглублением подземной части ниже планировочной отметки земли более чем на 10 м относятся к уникальным объектам. Все эти параметры свойственны объектам, в связи с чем в сводные сметные расчеты стоимости строительства резерв средств на непредвиденные работы и затраты должен быть включен в размере 10%, что не противоречит п.4.96 МДС 81-35.2004г.
- выдвинуто незаконное требование об учете стоимости возвратных сумм по общему индексу пересчета СМР. Так как в возвратных суммах учитывается стоимость возвращаемых материалов, следовательно, и учитывать возвратные суммы необходимо по индексам на материалы, что будет соответствовать письму Минрегиона РФ от 02 февраля 2009 года № 2486-СМ/08, где требование об учете возвратных сумм в размере 15 % от стоимости титульных временных зданий и сооружений является необоснованным;
- -исключены из локальных смет затраты на ремонт и содержание временных землевозных дорог, что противоречит п. 1.1.10 технической части ФЕР-2001-01;
- при корректировке ПСД в базисном уровне цен, по замечаниям ФГУ «Главгосэкспертиза», проектные институты применяют понижающий коэффициент 0,4 к стоимости единичных расценок на устройство б/н свай, опубликованных в сборнике «Дополнения и изменения к ФЕР-2001/2008-2009» выпуск 2, что противоречит смыслу письма Минрегиона РФ от 20.08.2010 г. № 30424-КК/08. В связи с этим Генпроектировщик продолжает выпуск ПСД в базисном уровне цен с учетом применения коэффициента 0,4, занижая таким образом общую стоимость строительства объекта на 60 % по локальной смете, что неизбежно влечет за собой снижение затрат по главам 8-12 сводного сметного расчета в базисном и текущем уровне цен. По состоянию на 10.12.2010 г. получено разъяснение Минрегиона РФ от 26.11.2010 г. № 39988-КК/08, в части применения коэффициента 0,4(в базисном уровне цен указанный коэффициент не применяется).
Коэффициент пересчета по стоимости работ с использованием импортной высокопроизводительной техники рассчитывается Заказчиком (ОАО «РЖД») и составляет мизерную величину - от 2,58 до 2,82, в том числе индекс на механизмы 1,94 - до 1,86 (III квартал 2010 г.). Таким образом, может быть создан прецедент, когда лимит стоимости б/н столбов в текущем уровне с коэффициентом 0,4 будет ниже лимита стоимости выполненных работ при расчете по видам и комплексам работ;
- ФГУ «Главгосэкспертиза» требует исключения из локальных смет затрат по устройству технологических укрытий, ссылаясь в своем решении на то, что данный вид затрат учтен нормами зимних удорожаний. Однако данное замечание не может быть принято во внимание ввиду того, что затраты, учитывающие зимние удорожания в размере 0,14-0,28 %, не покрывают расходы по сооружению технологических укрытий, предусмотренных ПОС. Согласно примечанию к п. 1 общих положений ГСН 81-05-02-2007 затраты на устройство специальных технологических укрытий необходимо определять дополнительно в соответствии с проектными решениями. Следовательно, требование ФГУ «Главгосэкспертиза» об исключении коэффициента 1,1, применяемого на основании технической части п. 3.8 ФЕР-2001-30 к стоимости работ, выполняемых в технологических укрытиях, не правомерно и не может быть принято;
- требования ФГУ «Главгосэкспертиза» о включении в локальные сметы оборачиваемости ж/б плит не правомерны, так как противоречат МДС 81-35.2004 и п. 3.7 ГСН 81-05-01-2001;
- стоимость строительства временных мостов в сводных сметных расчетах безосновательно занижена на 50% против локальных сметных расчетов;
- замечание ФГУ «Главгосэкспертиза» об учете возвратных сумм по стоимости разбираемого грунта, камня, ПГС строительных площадок, временных подъездных автодорог не может быть принято. Повторное применение грунтов невозможно. В связи со сжатыми сроками строительства объектов, работы по отсыпке дамб, подъездных дорог, площадок выполняются одновременно на всех объектах, и применение одного и того же грунта на нескольких участках физически невозможно.
Необходимо заметить, что разработка сметной рабочей документации и определение стоимости выполненных работ осуществляется по сметной нормативной базе 2001/2007, в соответствии с «Требованиями...» ОАО «РЖД».
Исходя из вышеизложенного, необоснованные замечания ФГУ «Главгосэкспертиза» и последующие исключения из ПСД затрат приведут к искусственному снижению сметной стоимости строительства объектов. Это, в свою очередь, станет причиной убытков, а в дальнейшем может вызвать банкротство подрядных организаций и, как следствие, срыв сроков строительства совмещенной (автомобильной и железной) дороги.
Просим разобраться в сложившейся ситуации.

Сторонам следует определить в договоре размер суммы резерва, находящейся в распоряжении каждой из сторон. Возмещение затрат подрядчика из средств резерва на непредвиденные работы и затраты производится при наличии документального подтверждения понесенных расходов.

Обоснование:

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 702 ГК РФ). По общему правилу в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения, в том числе путем составления сметы. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. (ст. 709 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 3.5.9.1 "Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС (81-1.99)", в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте.

Резерв определяется от итога глав 1-12 в размере не более 2 % для объектов социальной сферы и не более 3 % - для объектов производственного назначения.

По уникальным и особо сложным объектам строительства размер средств на непредвиденные работы и затраты может быть увеличен в каждом конкретном случае по согласованию с Госстроем России.

Указанные средства показываются отдельной строкой с распределением по графам 4 - 8. Часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете, в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой договорной цены на строительную продукцию.

При производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика.

Следует отметить, что в сметно-нормативной базе как 1984 года, так и 1991 года предельный размер средств на непредвиденные работы и затраты был существенно выше — до 10%.

И хотя в данном пункте "Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС (81-1.99)" оговорена возможность увеличения предельного размера средств на непредвиденные работы и затраты, но лишь по уникальным и особо сложным объектам, да и то только по согласованию с Госстроем России в каждом конкретном случае.

Думается, что установленный порядок может привести к резкому увеличению количества объектов и строек, финансируемых из бюджета, представленных на переутверждение и на это всегда

Будут находиться уважительные причины, поскольку далеко не всегда стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений можно определить с точностью до 2-3 пунктов.

Если взять материалы американской сметной фирмы "Миш" (в переводе фирмы "Ко-инвест", Москва), то там сказано, что смета есть не что иное, как уникальная догадка. Но догадаться с точностью до 2 — 3 процентов удается далеко не всегда. И не случайно в материалах той же фирмы "Минз" точность счета при определении стоимости строительства на разных стадиях даётся от 30% до 5%. 30% — при экспертном определении стоимости строительства, которое делается примерно за 1 час, 5% — при определении стоимости строительства на основе смет к рабочим чертежам, на которое определен срок три недели.

Бог с ними, с американцами. Но ведь и у нас порядок прежде был примерно такой же. На объекты типового жилищного строительства размер средств на непредвиденные работы и затраты составлял 2%, т. е. столько же, сколько и сейчас. Но уже по объектам жилищно-гражданского строительства, возводимым по индивидуальным проектам размер средств на непредвиденные работы и затраты составил уже 3% и даже 5%, а по особо сложным и уникальным объектам строительства — 10%.

По объектам и стройкам промышленного назначения размер средств на непредвиденные работы и затраты составлял от 3% до 10%.

При этом существовала некоторая градация размера средств на непредвиденные работы и затраты при определении стоимости строительства на различных стадиях:

При определении стоимости строительства на ранней стадии, когда стоимость строительства определялась на основе укрупненных показателей, размер средств на непредвиденные работы и затраты был наиболее высоким.

При определении стоимости строительства на стадии рабочих чертежей по объектам индивидуального строительства, размер средств на непредвиденные работы и затраты был несколько меньше.

При определении стоимости строительства на стадии рабочих чертежей по индивидуальным проектам повторного применения, размер средств на непредвиденные работы и затраты был еще меньше.

И наконец, при определении стоимости строительства на стадии рабочих чертежей на основе типовых проектов, размер средств на непредвиденные работы и затраты был наименьшим, как уже говорилось выше и не превышал 2%.

При этом при определении стоимости строительства типовых жилых и общественных зданий и инженерных сетей и коммуникаций на основе прейскурантов на строительство (а это — как ни говори — укрупненный показатель), размер средств на непредвиденные работы и затраты был не наибольшим как по укрупненным показателям, а наименьшим, как для типового строительства.

При таком порядке чувствовался определенный здравый смысл и этот порядок, апробированный временем и просуществовавший несколько десятков лет, думается, оправдал себя. В установленном же порядке, когда размер средств на непредвиденные работы и затраты установлен в пределах 2-3 процентов как для типовых объектов, так и для объектов, стоимость которых определяется по аналогам, УПСС, прейскурантам на потребительскую единицу строительной продукции и другими усредненными показателями, здравый смысл искать сложно.

Ладно, оставим в покое здравый смысл, хотя не хочется. Но и в правовом отношении установленный порядок определения размера средств на непредвиденные работы и затраты выглядит далеко не блестяще. Дело в том, что существует известное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 марта 1986 г. №328. И в приложении к этому Постановлению приводятся предельные размеры средств на непредвиденные работы и затраты по объектам реконструкции и технического перевооружения. Так вот, предельные размеры средств на непредвиденные работы и затраты, приведенные в этом документе колеблются от 6% до 10%. И пусть давно уже нет не то, что ЦК, но и самой КПСС, но ведь Постановление подписано не только руководством правящей тогда партии, но и Правительством страны. А Россия объявила, что она является преемником СССР и законы СССР, и Постановления Правительства этой страны действительны до тех пор, пока не вышли другие законы, другие Постановления Правительства России по этим вопросам. Но других Постановлений не было. Ни Правительства СССР, ни Правительства России. Значит указанное Постановление от 13 марта 1986 года №328 не утратило своей силы и поныне. А статус Правительства намного выше статуса одного из подразделений этого Правительства. Поэтому, до сих пор, пока Правительство России не пересмотрит предельный размер средств на непредвиденные работы и затраты, приведенный в Приложении и Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 марта 1986 года №328, этим документом следует руководствоваться. И никаких оговорок, что, мол СССР давно уже нет, тут быть не может.

Более того, в Гражданском кодексе России, в статье 744 п. 1. сказано, что заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. Следовательно, должны быть предусмотрены и источники покрытия дополнительных расходов. А как же тогда быть, если право на внесение изменения дано в размере аж до 10%, а предельный размер средств на непредвиденные работы и затраты — всего 2-3%? Каждый раз бегать в

Госстрой России за разрешением? Не набегаешься.

И ведь на этот раз документ не бывшего СССР. Гражданский кодекс России. И статус этого Гражданского кодекса России будет повыше даже чем статус Постановления Правительства России.

Более того. В той же статье 744 Гражданского кодекса РФ, в пункте 3 сказано, что "подрядчик вправе требовать в соответствии со статьей 450 настоящего кодекса пересмотра сметы, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее, чем на десять процентов."

Получается, что при внесении заказчиком изменений в техническую документацию, влекущих за собой увеличение сметной стоимости на 10,5 %,подрядчик имеет право требовать пересмотра сметы, а если увеличение стоимости составило 9,5 %- не имеет. У заказчиков появилась возможность наживаться за счет подрядчиков совершенно законным образом. Хорошо ли это?

Такое положение сложилось в результате того, что предельный размер средств на непредвиденные работы и затраты длительное время был определен в размере 10 %. Вот/ уже и законодательную базу к этому подвели. А потом Госстрой России норму резерва средств на непредвиденные работы и затраты резко уменьшил. Что же делать с законодательством?

Этот и другие вопросы такого рода подробно будут рассматриваться в книге 5 планируемой к выпуску серии под рубрикой "В помощь сметчику" — "Контракты и цены в строительстве ". Здесь же можно сказать одно — наилучший способ устранить все эти несоответствия и состыковать не стыкующееся — изменить предельные размеры средств на непредвиденные работы и затраты в большую сторону, восстановив норму предельного размера средств на непредвиденные работы и затраты в размере десяти процентов.

Думается, что по объектам внебюджетного финансирования так и будут делать. Ведь это заказчику в первую очередь средств не хватит.

И еще один вопрос нельзя не затронуть.

В последнем абзаце пункта 3.5.9.1 "Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС (81-1.99)" сказано: "Часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете, в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой договорной цены на строительную продукцию. При производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика".

Тут вообще ничего не ясно, что имеется в виду. Всегда считалось и в Методических указаниях по определению и применению договорных цен в строительстве это оговорено, что та часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, которая включалась в договорную цену, передавалась подрядчику, а оставшуюся часть заказчик расходовал, так сказать, по своему усмотрению. Здесь же вроде бы и в договорную цену включается и подрядчику не передается.

Однако, вопрос здесь более серьезен. Это не просто казус. Дело в том, что на протяжении многих лет, начиная со сметно-нормативной базы еще 1969 года, а возможно и раньше, существовал порядок деления резерва средств на непредвиденные работы и затраты на резерв подрядчика на непредвиденные работы и затраты на резерв заказчика на непредвиденные работы и затраты. Резерв подрядчика на непредвиденные работы и затраты устанавливался в виде процентной нормы, начисления на объектные сметы и в виде всё той же процентной нормы (как правило 1-2 процента, но не менее 1 %} начислялся (без расшифровок) на стоимость выполненных работ в актах приёмки выполненных работ, подписываемых заказчиком и подрядчиком ежемесячно. Этот резерв подрядчика на непредвиденные работы и затраты был предназначен для компенсации подрядчику его дополнительных затрат и потерь в процессе производства работ, связанных с деятельностью подрядчика, изменения технологии строительного производства, замены механизмов против учтенных единичными расценками, замены материалов без согласования с заказчиком и проектной организацией на более дорогие, изменение транспортных схем доставки материалов и т. д. и т. п. Нет у подрядчика крана (или другого механизма), учтенного единичными расценками, есть более дорогой — разница компенсируется из резерва подрядчика на непредвиденные работы и затраты; нет у подрядчика сию минуту арматуры нужного диаметра, а надо срочно бетонировать конструкции и приходится устанавливать арматуру несколько большего диаметра — разница оттуда же; нет возможности доставки кирпича по железной дороге из-за не комплектации вагонной нормы либо из-за отсутствия самих вагонов, приходится везти автотранспортом, что значительно дороже — разница компенсируется опять же из того же резерва. И много других примеров на ту же тему. И, что очень важно, все эти компенсации непредвиденных затрат подрядчика осуществлялись без расшифровки практических затрат, одним лишь начислением резерва подрядчика на непредвиденные работы и затраты. Так было удобно. Но к резерву подрядчика на непредвиденные работы и затраты не относились следующие виды работ:

Затраты, связанные с уточнением объемов работ по рабочим чертежам при утверждении сметной документации на более ранней стадии

Сметные ошибки, выявленные уже после утверждения сметной документации, включая арифметические ошибки

Дополнительные затраты, вызванные изменениями проектных решений в рабочих чертежах против проектных решений в ранее утвержденном проекте (а к ним можно было относить и большинство сметных ошибок, поскольку проработка проектной документации в утверждаемой части проекта была неглубокой и зачастую в утверждаемой части проекта просто не было тех или иных проектных решений, подпольных каналов, например, а в рабочих чертежах все это появилось)

Указания заказчика о необходимости выполнения тех или иных дополнительных работ, не учтенных проектно-сметной документацией

Указания приёмной комиссии о том же при оформлении актов приемки объектов в эксплуатацию.

Получается, что все дополнительные затраты, связанные с изменением объемов работ или с уточнением расценок компенсировались из резерва заказчика на непредвиденные работы и затраты. На эти непредвиденные затраты составлялась сметная документация и они отдельной строкой оформлялись в актах приемки выполненных работ как выполненные работы. А из резерва подрядчика на непредвиденные работы и затраты компенсировались, как уже говорилось выше, дополнительные затраты подрядчика, связанные с изменением подрядчиком технологии строительного производства, заменой механизмов против предусмотренных единичными расценками, заменой материалов по инициативе подрядчика и на более дорогие, изменением схемы доставки материалов и т. д. То есть, дополнительные затраты, связанные с изменением физических объемов к резерву подрядчика на непредвиденные работы и затраты не относились.

С переходом на договорные цены в строительстве в нашей стране, было определено, что в договорную цену включается резерв подрядчика на непредвиденные работы и затраты в обязательном порядке и часть резерва заказчика на непредвиденные работы и затраты — по усмотрению сторон, заказчика и подрядчика, как договорятся.

С 1994 года, с введением "Порядка определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений" Госстрой России ввел серьезные изменения в существующее положение. Не только был резко снижен размер резерва средств на непредвиденные работы и затраты, практически был ликвидирован резерв подрядчика на непредвиденные работы и затраты, который начислялся на стоимость выполненных работ в виде процентной нормы.

В этом "Порядке…" Госстрой России указал, что резерв средств на непредвиденные работы и затраты (уже без распределения на непредвиденные подрядчика и непредвиденные заказчика) предназначен для компенсации подрядчику дополнительных физических объемов работ, выявленных в процессе строительства. На эти дополнительные физические объемы работ должны составляться дополнительные сметы на непредвиденные работы и затраты. Эти дополнительные физические объемы работ должны включаться поименно в акты приемки выполненных работ и подписываться заказчиком и подрядчиком. О резерве подрядчика на непредвиденные работы и затраты, а также о компенсации тех затрат подрядчика, которые компенсировались из этого резерва, о чем говорилось выше, в данном документе не было сказано ни слова, как будто с умалчиванием об этих затратах они перестали существовать. И большинство заказчиков (и контролирующих органов, конечно) стали так буквально все и понимать и пропускать за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты только дополнительные физические объемы, в крайнем случае — корректировку расценок.

Но ведь такое положение методологически неверно. Оказался неучтенным целый ряд затрат подрядчика.

Думается, что в такой ситуации подрядчик вправе будет предъявлять заказчику для компенсации из резерва средств на непредвиденные работы и затраты не только дополнительные физические объемы и корректировку расценок, а все свои дополнительные затраты, выявленные в процессе строительства, в том числе:

Компенсация дополнительных затрат подрядных организаций в связи с занижением норм расхода материалов в элементных сметных нормах

См. книгу I из серии "В помощь сметчику" — "Сметы на строительные работы", гл. 2;

Компенсация дополнительных затрат подрядных организаций при отличии технологии строительства на объекте от технологии, принятой и учтенной сметными нормами и единичными расценками — см. ту же книгу, гл. 2;

Компенсация дополнительных затрат подрядных организаций при превышении фактических размеров затрат на временные здания и сооружения по сравнению с предельными нормами, вследствие того, что в перечень титульных временных зданий и сооружений включены дополнения, а предельные нормы затрат на временные здания и сооружения не увеличены — см. главу 4 данной книги;

Компенсация дополнительных затрат подрядных организаций в связи с изменением способов доставки и расстояний перевозки местных строительных материалов, поскольку сметными ценами на местные строительные материалы, изделия и конструкции как в базе 1984 года, так и в базе 1991 года учтены транспортные затраты из условия кратчайшего расстояния их перевозок и наиболее экономичные способы доставки (в основном по железной дороге);

Компенсация дополнительных затрат подрядчика в связи с перекрытием автомобильных дорог на просушку в осенне-весенний периоды и необходимостью направлять автотранспорт в объезд либо платить за приобретение пропусков для грузового автотранспорта большой грузоподъемности;

Компенсация дополнительных затрат подрядных организаций в связи с необходимостью замены механизмов, учтенных элементными сметными нормами и единичными расценками на те, которые имеются у подрядчиков. (Это не только замена кранов, это и применение штукатурных станций вместо растворонасосов и многое другое);

Компенсация затрат подрядных организаций при применении кирпича и раствора более высоких марок, чем усредненно учтено расценками;

Компенсация затрат подрядных организаций при необходимости замены материалов на более дорогие;

Компенсация дополнительных затрат подрядчика по перебазировке тяжелой строительной техники (краны, экскаваторы, сваебойные агрегаты) тягачами на трейлерах, при небольшом объеме работ, выполняемых с применением этой техники, в связи с чем затраты на перебазировку, учтенные в стоимости машиносмен, а следовательно, и в единичных расценках, будут недостаточны.

И т. д. и т. п.

Но правильнее было бы, наверное, вернуться к порядку, при котором часть средств резерва на непредвиденные работы и затраты выделяется подрядчику в процентной норме, и предусматривается на те же цели, что и прежде и расходуется в прежнем порядке.

Думается, что по объектам бюджетного финансирования заказчики и подрядчики смогут решить этот вопрос самостоятельно, чтобы избежать впоследствии, при строительстве объекта, множество мелких споров,

В соответствии с пунктом 3.5.9.2. "Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС (81-1.99)", дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации в связи с введением в действие новых законодательных и нормативных актов, следует включать в сводный сметный расчет отдельной строкой (в соответствующие главы) с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства и утверждением произведенных уточнений инстанцией, утвердившей проектную документацию, а по проектам строек, финансируемых из федерального бюджета, - в порядке, устанавливаемым Госстроем России.

4.96. В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется от итога глав 1-12 (1-9 по объектам капитального ремонта) и показывается отдельной строкой с распределением по графам 4-8 в зависимости от стадии проектирования.

Резерв средств может определяться в размере не более 2% для объектов социальной сферы и не более 3% - для объектов производственного назначения.

По уникальным и особо сложным объектам строительства размер средств на непредвиденные работы и затраты может быть установлен в размере до 10% по согласованию с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.

При составлении сметных расчетов по объектам-аналогам и другим укрупненным нормативам на предпроектной стадии резерв средств на непредвиденные работы и затраты возможно принимать в размере до 10%.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты предназначен для компенсации дополнительных затрат, связанных с:

Уточнением объемов работ по рабочим чертежам, разработанным после утверждения проекта (рабочего проекта);

Ошибками в сметах, включая арифметические, выявленных после утверждения проектной документации;

Изменениями проектных решений в рабочей документации и т. д.

При расчетах за выполненные работы по договорам с установленной твердой договорной ценой, резерв средств на непредвиденные работы и затраты в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачиваются заказчиком по норме согласованной при формировании договорной цены.

Средства на возмещение затрат, возникающих в связи с введением в действие новых нормативных актов

4.97. Дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации в связи с введением в действие новых нормативных актов, рекомендуется включать в сводный сметный расчет отдельной строкой (в соответствующие главы) с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства.

4.98. При составлении смет на дополнительные работы, выявленные в процессе строительства (ремонта), резерв средств на непредвиденные работы и затраты не учитывается.

Средства, предусматриваемые за итогом сводного сметного расчета

4.99. За итогом сводного сметного расчета стоимости строительства рекомендуется указывать:

4.99.1. Возвратные суммы, учитывающие стоимость:

от реализации заказчиком материалов и деталей, полученных от разборки временных зданий и сооружений, определяемые расчетами по ценам возможной реализации за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования;

материалов и деталей, получаемых от разборки конструкций, сноса и переноса зданий и сооружений, в размере, определяемом по расчету;

мебели, оборудования и инвентаря, приобретенных для меблировки жилых и служебных помещений для иностранного персонала, осуществляющего шеф-монтаж оборудования;

материалов, получаемых в порядке попутной добычи.

Перечисленные материально-технические ресурсы находятся в распоряжении заказчика.

Возвратные суммы, приводимые за итогом сводного сметного расчета, слагаются из итогов возвратных сумм, показанных справочно в объектных и локальных сметных расчетах (сметах).

4.99.2. Суммарную по итогам объектных и локальных сметных расчетов и смет балансовую (остаточную) стоимость оборудования, демонтируемого или переставляемого в пределах действующего реконструируемого или технически перевооружаемого предприятия. В этом случае технико-экономические показатели проекта определяются с учетом полной стоимости строительства, включающей также стоимость переставляемого оборудования.

4.99.3. Суммы средств на долевое участие предприятий и организаций в строительстве объектов общего пользования или общеузловых объектов.

4.99.4. Итоговые данные о распределении общей сметной стоимости строительства микрорайона или комплекса жилых, общественных зданий по направлениям капитальных вложений в случае, когда в составе этого строительства предусмотрены встроенные, пристроенные или отдельно стоящие здания и сооружения, относящиеся к различным направлениям капитальных вложений.

Сметная стоимость сооружений, устройств и отдельных работ, общих для всех объектов, входящих в состав микрорайона или комплекса, распределяется:

по внутриквартирным (дворовым) сетям водоснабжения, канализации, тепло- и энергоснабжения и др. - пропорционально потребности объектов;

по благоустройству и озеленению территории - пропорционально площадям участков;

в других случаях - пропорционально общей площади зданий (сооружений).

Расчет распределения средств по направлениям капитальных вложений рекомендуется приводить в составе пояснительной записки к сводному сметному расчету стоимости строительства.

4.100. Суммы налога на добавленную стоимость (НДС).

Сумма средств по уплате НДС принимается в размере, устанавливаемом законодательством Российской Федерации, от итоговых данных по сводному сметному расчету на строительство и показывается отдельной строкой (в графах 4-8) под наименованием "Средства на покрытие затрат по уплате НДС".

В тех случаях, когда по отдельным видам объектов строительства законодательством Российской Федерации установлены льготы по уплате НДС, в данную строку включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг (в том числе по проектно-изыскательским работам). Размер этих средств определяется расчетом в зависимости от структуры строительно-монтажных работ.

Процесс строительства сопряжен с множеством неожиданно возникающих работ, требующих немедленного их разрешения. Создание резерва средств на покрытие непредвиденных работ и затрат является способом защиты от рисков, обусловленных различными препятствиями в процессе строительства.

По своей структуре резерв средств на непредвиденные работы и затраты в базисном уровне цен распределяется на 2 части: заказчика и подрядчика.

Заказчик свою часть резерва может расходовать на:

  • оплату дополнительных работ. Данные работы могут быть вызваны уточнением заказчиком в установленном порядке на стадии строительного проекта по сравнению с архитектурным объемно-планировочных показателей и технологических решений, уточнением конструктивных решений, а также заменой по инициативе заказчика отдельных строительных конструкций и материалов, предусмотренных в рабочих чертежах;
  • уточнение стоимости при выявлении в процессе строительства работ, не учтенных в рабочих чертежах и сметной документации;
  • оплату других работ и затрат, которые подлежат возмещению согласно нормативным правовым актам за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты. Например, возмещение затрат, связанных с возникновением экстремальных погодных условий (рекомендация содержится в постановлении Коллегии Минстройархитектуры от 09.12.2009 № 408).

Подрядчик в свою очередь использует часть резерва на:

  • возмещение затрат, возникающих при производстве работ, в случае изменения по инициативе подрядной организации способов производства работ;
  • замену механизмов;
  • замену в установленном порядке отдельных строительных конструкций и материалов, предусмотренных в проектно-сметной документации, без ухудшения технических характеристик.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты предусмотрен сводным сметным расчетом стоимости строительства. Непосредственно в сметной документации, разработанной в базисном уровне цен на 1 января 2006 г., расчет резерва осуществляется от суммы сметной стоимости работ и затрат, включенных в главы 1-12 ССР (п. 42 Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 03.12.2007 № 25, в редакции от 25.11.2013 № 36) и указывается отдельной строкой в графе 9 с распределением по графам 3-8.

Но, как известно, с 1 января 2012 г. сметная документация на строительство объектов независимо от источников финансирования разрабатывается на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении. Следовательно, подробно рассматривать порядок включения резерва средств на непредвиденные работы и затраты в сметную документацию, составленную в базисном уровне цен на 1 января 2006 г., не имеет смысла.

Однако в настоящее время еще существует ряд объектов со сметной стоимостью в базисном уровне цен. В этой связи обратим внимание только на некоторые моменты. В частности, у подрядчика в распоряжении часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, которая составляет:

  • 1,5 % - для объектов производственного назначения, а также инженерных сетей, дорог и благоустройства, на которые разрабатывается самостоятельный проект. Производственные отрасли: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, транспорт, связь, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, организации, осуществляющие общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы, прочие виды деятельности сферы материального производства;
  • 1 % - для объектов непроизводственного назначения, жилых домов. Непроизводственные отрасли: жилищное строительство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение, управление, общественные объединения.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты не начисляется на стоимость материалов, изделий и конструкций и стоимость оборудования, мебели и инвентаря, поставляемых по контрактам из-за пределов Республики Беларусь.

Учет резерва в НРР

Несколько иная ситуация сложилась при расчете резерва средств на непредвиденные работы и затраты на основании НРР.

В соответствии с подп. 33.1 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении утверждена постановлением Минстройархитектуры от 18.11.2011 № 51, в редакции от 28.03.2016 № 9, резерв средств на непредвиденные работы и затраты рассчитывается в процентах от итога глав 1-11 по графам 3-9 и принимается отдельной строкой в ССР таким образом:

1) на стадии архитектурного проекта:

а) на строительство, осуществляемое по индивидуальным проектам:

  • объектов производственного назначения - 4 %;
  • объектов непроизводственного назначения (кроме жилых домов), а также инженерных сетей, дорог и благоустройства, на которые разрабатывается самостоятельный проект - 3 %;
  • жилых домов - 2 %;

б) на строительство, осуществляемое по типовым и повторно применяемым индивидуальным проектам:

  • объектов производственного назначения - 2 %;
  • объектов непроизводственного назначения, в т.ч. жилых домов, - 1,5 %;

2) на стадии строительного проекта - в размерах, установленных подп. 1а, 1б п. 1 данного перечня, с коэффициентом 0,8;

3) при строительстве экспериментальных объектов - в размерах, установленных подп. 1а, 1б п. 1 данного перечня, с применением коэффициента 1,25.

По объектам, в составе которых есть здания, сооружения с разными размерами резерва средств на непредвиденные работы и затраты, размер определяется исходя из удельного веса сметной стоимости соответствующего здания, сооружения.

Однако данные средства, предусмотренные ССР, не распределяются между заказчиком и подрядчиком. Начисление резерва средств на непредвиденные работы и затраты, передаваемого в распоряжение подрядчика, Инструкцией № 51 не предусмотрено.

В сметную документацию в соответствии с подп. 33.1 Инструкции № 51 включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты заказчика. Заказчик может использовать их для компенсации увеличения стоимости строительства, вызванной изменениями объемов и характера работ. Как следствие, возникает вопрос: как подрядчику при формировании цены своего предложения учесть расходы, обусловленные различными непредвиденными обстоятельствами в процессе строительства? Усугубляют данный момент нормы Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553, в редакции от 10.11.2014 № 1061, с учетом которого формируется неизменная договорная (контрактная) цена. При формировании цены своего предложения подрядчик может применить в расчете стоимости коэффициент риска, который компенсирует различные непредвиденные обстоятельства, возникшие в процессе производства строительно-монтажных работ.

Максимальная величина коэффициента риска в настоящее время законодательством не предусмотрена.

Обоснование коэффициента риска необходимо только в случае такого требования со стороны заказчика. Также не предусмотрен перечень непредвиденных обстоятельств, которые может учитывать подрядчик при применении данного коэффициента.

Таким образом, подрядчик имеет право самостоятельно определить величину данного коэффициента при формировании цены своего предложения для целей заключения с заказчиком договора строительного подряда.

Формула для расчета коэффициента риска нормативными документами не установлена. Возможен такой способ:

К р = 1 + Р / С,

где К р - искомый коэффициент риска;

Р - стоимость рисков по объекту строительства либо за конкретный период;

С - стоимость объекта строительства либо стоимость работ, выполненных в течение конкретного периода.

Но при формировании цены своего предложения подрядчику следует учесть, что применение значительной величины коэффициента риска может сделать его предложение неконкурентоспособным по сравнению с другими предложениями, представленными заказчику.

Необходимо знать, что согласно нормам Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совмина от 31.01.2014 № 88, в редакции от 30.07.2015 № 650, заказчик (организатор подрядных торгов) имеет право потребовать обоснование и расчет цены предложения участника с указанием метода ее определения, а также иные документы, предусмотренные в конкурсной документации. Кроме того, при проведении подрядных торгов предложение подрядчика с применением коэффициента риска, в т.ч. при проведении процедуры снижения первоначально предложенной цены, может превысить стартовую цену. При этом следует учитывать, что дополнительные работы, не предусмотренные проектной документацией, при расчете коэффициента риска не учитываются, так как к непредвиденным обстоятельствам не относятся.

Вопросы, возникающие на практике

  1. Из каких средств оплачиваются затраты на дополнительные работы и объемы?

Ответ: Сметная документация составляется в соответствии с Инструкцией № 51. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты заказчика в сметную документацию включается в соответствии с подп. 33.1 Инструкции № 51. Затраты на дополнительные работы и объемы, не учтенные утвержденной сметной документацией, оплачиваются заказчиком в порядке, изложенном в п. 38 Инструкции № 51, а именно компенсация этого увеличения производится за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты и экономии по другим статьям в пределах стоимости строительства в целом.

Примечание. Разъяснение содержится в письме РУП «РНТЦ» от 02.04.2013 № 09-922 «Об использовании средств на непредвиденные работы и затраты».

  1. Заказчик требует исключить резерв средств на непредвиденные работы и затраты на материал заказчика в актах выполненных работ. Правомерно ли это?

Ответ: Да, если данное условие предусмотрено договором подряда.

Начисление резерва средств на непредвиденные работы и затраты на материалы заказчика определяется договорными отношениями. Разъяснение содержится в письме РУП «РНТЦ» от 22.10.2008 № 07-2374 «О материалах заказчика, передаваемых подрядчику».

Стоит отметить, что данное разъяснение актуально для объектов, сметная стоимость которых рассчитана в базисном уровне цен, так как в структуре резерва средств на непредвиденные работы и затраты имеется часть подрядчика.

Ольга Курьякова, специалист по сметному делу