Эссе по обществознанию вк. Как писать эссе по обществознанию на егэ

Среднее общее образование

Обществознание. Линия УМК под ред. Г.А. Бордовского (ВЕНТАНА-ГРАФ)

Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (6-9)

Обществознание

Подготовка к ЕГЭ 2020: как писать эссе по обществознанию

В этом году критерии оценки ЕГЭ по обществознанию претерпели изменения. О том, как теперь будет оцениваться сочинение, а также о распространенных ошибках учеников рассказывает один из наших авторов, заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по обществознанию Санкт-Петербурга Ольга Соболева.

Измененные критерии оценки

Уже не в первый раз корпорация «Российский учебник» приглашает специалистов рассказать о задании № 29 из ЕГЭ по обществознанию. Актуальная информация постоянно трансформируется и дополняется. Например, в этом году изменилась формулировка задачи. Слово «проблема» заменили понятием «идея», и ученик может проработать не все идеи высказывания, а одну из них. Существенно поменялись критерии оценки:

  • 29.1 Раньше ребенок мог показать свое понимание темы в общем контексте сочинения. В 2018 году для этого необходимо будет выделить и сформулировать идеи высказывания. Если требование не выполнено, за все сочинение ставится 0 баллов
  • 29.2 Высший балл не будет получен, если теоретические рассуждения не связаны между собой. Поскольку все высказывания разные, нельзя сказать, сколько именно понятий должно быть раскрыто. Но для хорошей отметки, конечно, нужно выделить все тезисы.
  • 29.3 Раньше балл вычитался за наличие ошибок, теперь он начисляется бонусом за их отсутствие.
  • 29.4 По-прежнему необходимо привести два фактических аргумента из разных источников, но теперь эти примеры нужно представить развернуто и указать, как они связаны с высказыванием.

Таким образом, критериев стало больше. Максимальное количество баллов за сочинение в 2018 году: 6.

Учтем еще одно важное изменение. Раньше серьезным требованием было соответствие содержания одной науке. Но поскольку границы наук условны, теперь ученики могут рассматривать темы в разных контекстах, и это не будет ошибкой. Возьмем, например, высказывание из права: «Полное подчинение закону доброты устранит необходимость в правительстве и государстве (О. Фронтингем)» - его также можно отнести и к политике, и к социологии, и к философии.

Распространенные ошибки

Выделим основные трудности, с которыми ученики сталкиваются в задании № 29.

  • Выбор темы

Ученику предложено 5 тем сочинения. Как сделать правильный выбор:

    • Понимать, что главный критерий - возможность выполнить все требования.
    • Заранее определить для себя основную науку. Быть готовым к смене выбора: на экзамене тема по этой науке может оказаться неприемлемой. При подготовке использовать списки тем, представленные в интернете.
    • При прочих равных условиях не выбирать образные темы. Каждый год встречаются формулировки, с которыми не справляются даже отличники. Например: «Семья это кристалл общества (В. Гюго)».
    • Ориентироваться на свои возможности и особенности, а не на рекомендации учителя. У педагога может быть предвзятое отношение к тем или иным темам. Мнения специалистов по поводу «удобства» и «неудобства» тем расходятся.
  • Ориентир на другие предметы

Часто ученики стараются соблюсти в сочинении по обществознанию требования к сочинениям по другим предметам. Это не только не помогает, но и увеличивает вероятность ошибки. В действительности не учитываются:

    • объем (умение излагать мысли лаконично - это плюс),
    • грамматические ошибки (но не в тех случаях, когда они влияют на смысл),
    • структура,
    • стиль (уже не эссе),
    • правильная постановка проблемы,
    • знания об авторе высказывания (можно вписать, но это не оценивается),
    • моральная/идеологическая позиция (однако, нельзя нарушать законы РФ и не рекомендуется высказывать резкие позиции по любой теме).
  • Переписывание темы

К сожалению, даже отличники из-за волнения иногда неправильно переписывают тему. Ошибкой может стать пропуск слова, пропуск или добавление частицы «не», пропуск или замена буквы, пропуск или добавление возвратной частицы, изменение знаков препинания. Все это меняет смысл темы и приводит к 0 за сочинение.

  • Шаблонные фразы

Некоторые формулировки часто выглядят глупыми и раздражают экспертов. Например, «проблема, актуальная во все времена», «тема открывает огромный простор для размышлений» и другие. Это вовсе не значит, что их нужно непременно избегать. Главное, чтобы в тексте все было уместно и логично.

  • Неправильные примеры

Что не засчитывается:

    • Домыслы («что было бы»).
    • Выдуманные примеры.
    • Факты, которые не являются фактами.
    • Примеры без конкретики.
    • Примеры, больше похожие на теории.
    • Пример с фактическими ошибками.
    • Примеры не из области представленной теории.
    • Примеры, опровергающие собственные теоретические положения ученика.
    • Модельные примеры (но могут быть исключения).
    • Примеры из одного вида источника.
  • Домашние заготовки

Во многих работах встречаются лишние положения. Например, определение общества, неуместное использование определения науки - это в большинстве случаев портит работу и вызывает недовольство экспертов.

Часто задаваемые вопросы

Рассмотрим также распространенные вопросы по содержанию текста.

Нужно ли соглашаться с автором? Не обязательно. Конечно, встречаются высказывания об относительности явлений, с которыми невозможно не согласиться, например: «Общество не обязательно соответствует политическим границам (С. Тернер)». Но также есть и провокационные фразы, с которыми согласиться очень сложно. В любом случае в аргументации должна прослеживаться отношение экзаменуемого к теме.

Как сформулировать смысл высказывания и сколько идей лучше раскрывать? Все зависит от конкретного высказывания. Лучше сузить изучение аспекта до одной науки.

Можно ли выделить только часть высказывания? Специалисты считают, что нельзя, поскольку высказывание несет определенный смысл. Ученик должен показать, что понял высказывание целиком, даже если хочет уделить основное внимание одной его части.

Как выучить теоретические положения? Когда понять и усвоить не получается, можно использовать простой прием: «Спиши правильно». Ученик должен за короткое время найти и списать из учебника теоретические обоснования по конкретной теме - это поможет запомнить положения.

Методы подготовки

В изданиях корпорации «Российский учебник» полностью реализована система подготовки к написанию сочинения по обществознанию. Авторы представляют памятки, примеры, списки тем, а также алгоритмы поэтапного формирования необходимых умений.

Специалистов часто спрашивают, сколько нужно написать сочинений при подготовке. Ответ: как можно больше, чтобы «набить руку», и до 5 штук на высший балл. Кроме тренировки, ученику полезно вести копилку информации на выбранные темы, просматривать эталоны сочинений на тематических сайтах и проверять работы с учителем по пробным критериям.


Пособие рассчитано на самостоятельную или под руководством учителя подготовку школьников и абитуриентов к ЕГЭ. В него в полном объёме включён материал курса обществознания, который проверяется на экзамене. Теоретическая часть пособия представлена в краткой и доступной форме. Большое количество схем и таблиц позволяет легко и быстро сориентироваться в теме и найти нужную информацию. Тренировочные задания соответствуют современному формату ЕГЭ, учтены все изменения в содержании экзаменационной работы, внесённые в последние годы.

Каждый год ФИПИ реформирует демоверсию ЕГЭ по обществознанию. На этот раз несколько изменились требования и система оценки эссе (задания 29). Предлагаю уяснить нововведения!

Изменения в обществоведческом эссе 2018

Вот как задание выглядело в 2017 году.

Что изменилось в тексте задания?

Давайте разберемся.

  1. Форма — мини-сочинение, без изменений.
  2. Слово проблема (которую поднимает автор цитаты) заменено на идея. Это принципиально? Думается нет, в любом случае это те мысли, которые возникают при осмысливании авторской цитаты!
  3. Более однозначно сформулировано требование писать несколько идей (в 2017 — при необходимости…).
  4. Также просят опираться на факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта, примеры из других учебных предметов.
  5. Также оценивается два примера из различных источников.
  6. Жестче сформулировано требование развернутого примера и его явной связи с идеей.

То есть, по сути, меняется требование к объему (примеры нужно разворачивать, идей нужно видеть несколько!) и скажем так, сочинение действительно уходит от жанра легкого и прозрачного эссе, когда не обязательно дотошно выписывать пример, достаточно озвучить идею. К громоздкому сочинению, где все мысли тяжеловесны, предельно понятны и озвучены. Наверное, в следующем году к регламенту количества слов придем, как в других предметах, к сожалению

Как теперь проверяется эссе?

Прежде всего, изменилось количество критериев. Их стало 4 вместо прежних трех.

Критерии проверки задания 29 эссе на ЕГЭ 2017

Напомним, что в общем за мини-сочинение можно было получить 5 баллов (1-2-2). Теперь это 6 ценность эссе продолжает увеличиваться, учиться писать его, чтобы получить важнейшие баллы ЕГЭ нужно обязательно!

Посмотрим на новые изменившиеся критерии!

Сущностно он не изменился, это все тоже раскрытие смысла цитаты автора. И, также, за нераскрытие вы получите 0 не только по этому критерию, но и по всему сочинению.

Итак, требуется найти в цитате идею (? проблему?), связанную с курсом и выделить тезис (вашу законченную мысль по данному высказыванию), который вы в дальнейшем и будете обосновывать сведениями из курса и примерам из социальной практики.

Ничего нового, если честно, не вижу. Вместо смысла цитаты автора пишешь …

Тот же по сути, критерий 2. Теоретическое обоснование идеи (проблемы) с позиций научного обществознания. термины, понятия, теории, выводы науки по данной идее

Итак, разберем его по новым критериям…

«Защита права есть защита величайшей общественной ценности».

(П.А. Сорокин)

Критерий 1. На его раскрытие здесь играет:

Автор затрагивает проблему защиты права, особенно актуальную в современном обществе.
По его мнению защита права очень важна для общества.
Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь право играет важную роль в жизни любого государства, общества и каждого человека.

А также получайте от нас экспертную проверку в нашей группе

В современном информационном обществе нам дорога каждая минута. Поэтому, нет ничего удобнее, чем готовиться к ЕГЭ по обществознанию онлайн, консультироваться с экспертом и получать его «живой отклик». Как это сделать при написании эссе по обществознанию?

Итак, Вы в 10-11 классе и Ваша цель — сдать на Высокий балл! Отлично, с Вы уже научились справляться, но.. что делать с (письменной)? Особенно, с ее творческими заданиями, например, с

Сразу вспомним, что от нас требуется на ЕГЭ при написании этого задания! Для этого берем

Отлично, нам нужно написать мини-сочинение по одной из пяти представленных цитат, а САМОЕ ГЛАВНОЕ — выполнить три критерия проверки эссе:

В. Швебель «Лучшие законы не помогут, если люди никуда не годятся»

Полагаю, что в вышеприведенном высказывании автором поднимается такая проблема как роль закона в регулирование поведения определенных групп людей.
Закон является одним из источников норм права, которые в свою очередь входят в число социальных норм. Исходя из определения источника права, можно сказать, что закон — это официальный способ выражения и закрепления правовых норм, с целью придания им общеобязательного, юридического значения. Естественно, закон обладает определенной юридической силой и выражает государственную волю. Также одним из наиболее важных признаков закона является регулирование общественных отношений. Но что если, как выразился автор, «люди ни куда не годятся»? Что если люди не руководствуются правовыми нормами в силу ряда причин? Для таких людей закон попросту не работает. Среди них люмпены, деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и другие асоциальные личности). Это люди без социальных корней, нравственного кодекса, они находятся на самой низшей ступени общества и, по сути, им нечего терять. Также сюда можно отнести анархистов – людей со свободным мышлением, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком. Из самого определения видно, что для таких людей закон не играет никакой роли. Так, в ходе Второй мировой войны на Украине анархисты организовывали сопротивление как национал-социалистам, так и сталинистам.
Но не всегда именно люди являются причиной бессилия закона регулировать поведение людей. Такой причиной может послужить сложная жизненная ситуация (например, война, голод, экономический кризис). Резкие социальные трансформации способствуют размытию социальных ценностей и ориентиров. История помнит, как во время войны люди голодали, умирая от истощения, но выдавать больше положенного количества еды было под запретом, так как всё необходимое, в том числе продовольствие, шло на фронт. Однако встречались и такие случаи, когда стоял вопрос жизни и смерти, люди преступали закон, чтобы спастись.
Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что законы, да и в целом правовые нормы на протяжении достаточно долгого времени имеют большое значение для людей во всем мире.

(в эссе полностью сохранены текст и пунктуация автора).

Проверка эссе онлайн

Итак, рассмотрим данное эссе. Сразу бросаются в глаза те «мелкие» нюансы и недостатки, которые, к сожалению, портят общую картину (отсутствие занятых, например). Конечно, нужно стремиться к максимальной грамотности эссе, что привлекает эксперта.

Что серьезнее. Не в явном виде представлен ответ на ключевой критерий 1. Не увидев фразу «Смысл высказывания я вижу в том, что…», эксперт, в случае, если содержание эссе посчитает не соответствующим цитате, поднятой проблеме, ошибочным с точки зрения теории, может выставить 0. За остальные критерии баллов Вы тогда не получите.

В данном случае, я бы выставил это балл именно с формулировкой Но, лучше не балансировать здесь на грани и не рисковать. Чего стоило просто написать в начале:

«Смысл высказывания В. Швебеля я вижу в том, что при следовании нормам права важны моральные качества индивида, его нравственные устои».

Применен был простой перифраз, — «люди — «люди никуда не годятся — они безнравственны».

«Полагаю, что в вышеприведенном высказывании автором поднимается такая проблема как роль закона в регулирование поведения определенных групп людей».

Есть понимание закона, нет ничего о группах людей, общественных отношениях. Поднятая проблема это плюс, также как то, что система аргументации теоретической увязана с аргументацией практической. Но, недостаточен набор терминов. Выставил бы здесь 1 балл из 2 возможных.

Критерий 3. Здесь очевиден один пример из истории Второй мировой войны на Украине, все остальное — общие рассуждения, опять же, связанные большей частью с военными действиями. Есть пример из истории (смежной науки), других нет. Также 1 балл из 2.

Итого, считаю логичным выставить здесь достаточно высокий балл 1-1-1.

Основания для более высокого балла:

  1. При раскрытии смысла высказывания выделены несколько взаимосвязанных аспектов (нет).
    2. Теоретические положения развернуты в систему обоснования (да).
    3. Приводимые примеры взяты из различных областей общественной жизни (нет).
    4. Уместно и корректно использованы примеры из личного социального опыта (нет).
    5. Используются примеры из других учебных курсов – истории, географии, литературы (да).

Основания для более низкого балла:

  1. Среди приведенных теоретических положений встречаются ошибочные суждения и неточности (нет).
    2. Содержится много «информационного шума» - положений, не имеющих непосредственного отношения к теме, повторы одной и той же мысли, поданной в другом словесном выражении (нет).
    3. Используемые примеры слабо связаны с теоретическим обоснованием (нет).

Эксперт проверит ваше эссе!

К сожалению, не всегда в силу занятости, удается оперативно прийти на помощи абитуриенту и быстро проверить его эссе. Для этого у нас есть услуга разбора 1 Ваше эссе по обществознанию (задание 29) с рекомендациями по исправлению ошибок.

Посмотрим на еще один пример написанного в нашей группе
эссе:

Полина Дранникова 22 сен 2016 в 17:23

«Прогресс — красивая, но ложная идея». (к сожалению, автора не знаю)

Автор этого высказывания имеет в виду, что последствия такого явления, как прогресс, гораздо более существенны, чем его преимущества, и я с ним полностью согласна. В словах автора выражена актуальная проблема современности: противоречивость общественного прогресса.
Прежде чем перейти к рассмотрению этого вопроса с разных сторон, определимся с ключевым понятием. Что же такое прогресс? Прогресс — это движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. У этого общественного явления существуют критерии, по которым мы можем судить, прогрессирует данное общество или нет. О прогрессе свидетельствуют прежде всего изменения человеческой природы: человек становится духовно более развитым, так как в результате интеграции (объединения, сближения сфер жизни общества) и глобализации (усиления интегративных связей между людьми, организациями, государствами) он имеет неограниченные возможности для саморазвития и раскрытия творческого потенциала. Каждый из нас может путешествовать в любую точку земного шара, с изобретением Интернета стала доступна практически любая нужная информация. Среди других немаловажных критериев можно назвать благоприятные условия жизни,то есть рост благосостояния общества и продолжительности жизни, развитие производительных сил (науки и техники), мера свободы, которую общество предоставляет личности. Все перечисленные преимущества общественного прогресса, несомненно, важны, но так ли они существенны, если положить эти плюсы на одну чашу весов вместе с последствиями развития общества?
Безусловно, перевес будет на стороне последних. Последствия прогресса вылились в настоящую угрозу жизни человечества как таковой.
Во-первых, загрязнение окружающей среды приближается к критической отметке. Экологическая ситуация во всем мире очень плачевна. Ярким примером может служить следующий факт: озеро Байкал, бывшее некогда самым большим и чистым источником пресной воды в нашей стране, в наши дни загрязнено сточными водами различных заводов и фабрик. Как результат, жители близлежащих деревень вынуждены массово закупать пресную воду.
Во-вторых, развитие науки приводит к созданию таких страшных видов оружия, что это может уничтожить все человечество. Невольно вспоминаются события Второй мировой войны, когда в результате атомных бомбардировок японских городов Хиросимы и Нагасаки погибло более 100 тысяч человек.
В-третьих, в результате глобализации рушатся традиции, национальные обычаи и культура, исчезают языки. Например, в республике Чувашия большинство людей разговаривают на русском языке, даже люди из деревень и сел в наши дни практически не знают чувашского языка, что ведет к его вымиранию и,как следствие, культурному оскудению нации.
Таким образом, правота автора бесспорна, что мы и подтвердили вышеизложенными доводами. Несмотря на выгоды, которые обеспечивает общественный прогресс, мы не можем поставить на карту жизнь всего человечества, и людям следует немедленно начать действовать в направлении устранения гибельных последствий прогресса.

Автор четко выражает смысл высказывания и поднятую в нем проблему. Он точно дает понимание самого его критериев и противоречивости, что достаточно, вкупе с тремя верно подобранными аргументами, максимальной оценки за критерий 2 — 2 балла.

Также в достоверном виде представлены аргументы, иллюстрирующие проявления трех — и мира и Также 2 балла за критерий 3.

Оценка здесь максимальна — 5 из 5 возможных!

И в завершении поста разбор еще одного эссе.

Эльвира Упатина

«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер).

В экономической сфере жизни мы часто сталкиваемся с ограниченностью ресурсов. В противовес поэтому мы имеем потребности человечества, который неустанно растут. Удовлетворить их полностью невозможно, ученые и другие субъекты экономической жизни стараются найти наиболее приемлемое решение этой проблемы.
Ресурсы производства – это совокупность материальных и финансовых благ, которые используются в производстве товаров и услуг. Ресурсы производства – это почти синоним другого экономического термина — фактора производства. Всего выделяют 5 факторов: труд, земля, капитал, предпринимательские способности и относительно новый – информация. Все они имеют свойство заканчиваться, приходить в негодность – мы ограничены в их использовании.
В то же время потребности — это необходимость, нужда человека в том, что составляет условие его существования. С улучшением качества жизни потребности человека растут. Если в традиционной экономической системе преобладает натуральное хозяйство, а основная потребность людей заключалась только в выращивание еды, нахождение ночлега, то есть в удовлетворении биологических потребностей, то в условиях рыночной экономики и постиндустриального общества люди стремятся жить в достойных условиях, питаться качественными продуктами, путешествовать, то есть удовлетворять социальные и личностные.
Потребности растут, а ресурсы все уменьшаются. Всем членам экономической сферы жизни приходится делать выбор: какими-то путями сокращать потребление или создавать новые ресурсы, использовать уже имеющиеся более рационально.
Ученые предполагают, что имеющихся запасов нефти хватит на ближайшие 30 лет. Нефть является источником производства бензина, и, чтобы после истощения запасов нефти, людям не пришлось отказаться от своих автомобилей, внедряются альтернативные источники сырья, например, газ. Уже сейчас многие автомобилисты перешли на метан, так как такой вид топлива считается экологически чистым и выгодным для покупателя.
С проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются также и на государственном уровне. Например, правительства РФ при распределении бюджета должно учитывать ситуации в стране, распределять деньги на разные нужды: перевооружение армии, поддержка малообеспеченных и многодетных семей, повышение пенсии. Сделать это очень трудно особенно в ситуации валютного кризиса в России, когда российский рубль ослабевает по отношении к иностранным валютам. Он вызван снижением мировых цен на нефть, от которой во многом и зависит доходная часть бюджета РФ.
Таким образом, проблема ограниченности ресурсов является очень актуальной в современном мире, к сожалению, разрешить ее полностью не удастся никогда. Но человечество должно направить свои усилия для улучшения сложившейся ситуации.

Как говорится, классика жанра, наиболее очевидное из высказываний, относящихся к проблемам Все верно, начинать писать эссе рекомендую с самого простого.

Опять мы не видим прямого раскрытия смысла высказывания, опять абитуриент рискует получить 0 за к1. Хотя, в целом, эссе написано грамотно. Спасает, например, это предложение:

«Удовлетворить их полностью невозможно, ученые и другие субъекты экономической жизни стараются найти наиболее приемлемое решение этой проблемы».

За критерий 1 опять же, выставляю балл с формулировкой «Содержание ответа даёт представление о его понимании».

Теоретический блок выписан верно, есть система аргументов и термины. А вот конкретный пример приведен только 1 (из реалий современной российской экономики), прогнозы ученых в счет как отдельный пример не принимается. Также, в любом случае, аргументы здесь «одного поля ягоды» — из современной социальной информации (сообщений СМИ). Примеров из смежных наук, собственного жизненного опыта нет.

Хотя, опять же, очень просто было взять себя как пример, написать несколько своих потребностей (получение образования, престижной профессии) и выписать те ресурсы (ограниченные), которые у Вас есть в наличии сейчас для этого. Идти «через себя», как говорится, в блоке «экономика» — оптимальный путь.

Таким образом, оценил бы это эссе на 1-2-1.

Напомним, что учиться писать обществоведческое эссе можно по моему авторскому курсу «Мастер эссе», которое включает в себя опыт нескольких лет подготовки к ЕГЭ и эссе:

Наиболее подходящую Вам методику написания эссе;
примеры отличных и «нулевых эссе»;
заглянуть «на кухню» экспертов, которые будут проверять Ваше эссе на ЕГЭ 2018;
узнать, как проходила апелляция на ЕГЭ 2014, 2015, 2016, 2017по эссе;
самостоятельно проверить эссе Ваших конкурентов;
ПОЛУЧИТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРОВЕРКУ СВОЕГО ЭССЕ ОТ ЭКСПЕРТА?


Удачи Вам при подготовке к написанию обществоведческого эссе на ЕГЭ, увидимся онлайн

Практические советы по написанию эссе по обществознанию

  • Самое главное – регулярно тренироваться в написании эссе, сдавая их на проверку преподавателю, и, уделяя внимание проработке его замечаний.
  • Соблюдать логическую последовательность изложения, не перепрыгивать от одного к другому примеру.
  • Не писать все эссе на черновик: набросать только план и основные идеи.
  • Приводить пример для каждого теоретического постулата.
  • Учиться адекватно и объективно оценивать как свои, так и чужие эссе.
  • Ознакомиться с критериями оценивания эссе по обществознанию и уделять внимание каждому пункту в процессе написания.
  • Не путаться в понятиях и терминах обществознания.
  • Тренироваться раскрывать смысл высказывания на любых афоризмах.
  • Смотреть новости, запоминать примеры с уроков, которые можно использовать в качестве доказательств своей позиции.

Критерии оценки эссе на ЕГЭ в 2018 году

Эссе, как творческое сочинение, от других способов контроля знаний отличает способность диагностировать умение учеников анализировать информацию, грамотно интерпретировать ее, строить рассуждения и приводить аргументы в виде правильно подобранных фактов, формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.

Пример эссе по обществознанию на ЕГЭ

Таким образом, для эффективной подготовки к эссе по обществознанию следует тренироваться в их написании как можно чаще, соблюдая вышеперечисленные советы и придерживаясь требуемой структуры. Только так можно «набить руку» и идти на экзамен с уверенностью.

Как написать эссе по обществознанию и получить максимум баллов за ЕГЭ обновлено: 2 сентября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру