Особенности сельскохозяйственного страхования. Проблемы сельхозстрахования и методы их решения

В 1993 г. в России была введена система государственной поддержки в виде компенсации части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей при осуществлении страхования урожая сельскохозяйственных культур. В основу модели системы государственной поддержки сельскохозяйственного страхования в России положен принцип софинансирования, предусматривающий выделение средств из федерального и регионального бюджетов на компенсацию части затрат по оплате страховой премии сельскохозяйственными товаропроизводителями при заключении договоров страхования. В последующие годы в эту систему постоянно вносились изменения, направленные на её совершенствование.

С 1 января 2012 г. сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой стало осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".


Данным законом предусмотрено значительное число новаций:

1) решена проблема по снижению финансовой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей. Согласно новому механизму сельскохозяйственного страхования с господдержкой сельскохозяйственные товаропроизводители оплачивают только 50% начисленной страховой премии по договору страхования (ранее они делали страховой взнос в размере 100% премии и в течение длительного времени ждали 50% субсидию). Оставшаяся часть страховой премии, подлежавшая оплате на основании заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя, вносится органом управления аграрно-промышленного комплекса (АПК) субъекта Российской Федерации на расчетный счет страховщика;
2) введён план сельскохозяйственного страхования с господдержкой, которым ежегодно определяются перечень объектов сельскохозяйственного страхования с господдержкой, а также предельные ставки для расчета размера субсидий;
3) сельскохозяйственное страхование с господдержкой стало осуществляться только от риска утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений. При этом под утратой (гибелью) урожая понимается снижение фактического урожая на 30% и более по сравнению с запланированным, а многолетних насаждений – потеря многолетними насаждениями жизнеспособности более чем на 40% посадочных площадей;
4) расширен перечень объектов с/х страхования, по которым осуществляется государственная поддержка. С 2013 г. государственная поддержка распространена на страхование сельскохозяйственных животных;
5) расширен перечень событий, явившихся причиной наступления страхового случая. В перечень опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений дополнительно вошли такие явления, как суховей, сильный ветер, природный пожар и др. Наряду с опасными природными явлениями в перечень рисков, страхование которых осуществляется с господдержкой, вошло и нарушение снабжения электрической, тепловой энергией, водой в результате стихийных бедствий при страховании с/х культур, выращиваемых в защищенном грунте или на мелиорируемых землях;страховая сумма установлена в размере не менее 80% от страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, а также сельскохозяйственных животных;
6) предусмотрено использование механизма безусловной франшизы (участия страхователя в риске) в размере от 0 до 40% от страховой суммы, что дополнительно снижает финансовую нагрузку на сельскохозяйственных товаропроизводителей;
7) страхование сельскохозяйственных рисков с господдержкой осуществляется страховыми организациями, являющимися членами объединения страховщиков. Объединение страховщиков выполняет функции поддержания платежеспособности всей системы в случае банкротства одного из страховщиков за счет формирования фонда компенсационных выплат путем перечисления части (не менее 5%) полученной страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования;
при наличии разногласий сторон договора сельскохозяйственного страхования страховщик должен провести экспертизу с привлечением независимых экспертов в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба. Требования к проведению агроэкспертизы, к квалификации экспертов установлены Правительством России. Согласно имеющимся данным, в 2012 г. было аттестовано 189 независимых экспертов.
По своему значению указанные изменения являются важным шагом в развитии системы сельскохозяйственного страхования с господдержкой. Высказывались предположения, что новые правовые механизмы позволяют модернизировать данное страхование в России и построить эффективную, прозрачную, работоспособную систему в интересах обеспечения экономической устойчивости национального сельского хозяйства и большей доступности страхования для российских сельхозпроизводителей.
Прошло еще мало времени с момента вступления в силу закона и ещё делать глубокие выводы об эффективности функционирования новой системы страхования рано. Однако некоторые тенденции уже проявились, как и недостатки самого закона при его реализации на практике.
Прежде всего рассмотрим, как введение нового закона отразилось на показателях с/х страхования с господдержкой (табл. 1).

Показатели с/х страхования с господдержкой в РФ

Показатели

Ко-во с/х организаций, страхующих урожай

Ко-во регионов, где осуществляется страхование урожая

Сумма уплаченных страховых взносов, млн. руб.

Ко-во хозяйств, получивших страховое возмещение

Сумма выплаченного страхового возмещения, млн. руб.

Ко-во страховых организаций, осуществляющих с/х страхование с господдержкой

Как видно из таблицы, показатели за 2012-2013 гг. в целом мало отличаются от аналогичных данных в предыдущие годы, когда действовала иная система страхования. В частности, количество сельскохозяйственных организаций, страхующих урожай, в 2013 г. осталось на уровне 2011 г. То же самое можно сказать и о суммах уплаченных страховых взносов, выплаченного страхового возмещения и количестве хозяйств, получивших страховое возмещение. Вместе с тем важно отметить две негативные тенденции: сокращение количества регионов, где осуществляется страхование урожая и количества страховых организаций, осуществляющих сельхозстрахование с господдержкой.
Несмотря на в целом позитивную оценку новой системы страхования, некоторые положения закона продолжают вызывать острые споры. Так, сельхозпроизводители критикуют действующее определение страхового случая "утрата (гибель) урожая сельскохозяйственной культуры". Напомним, что под последней в законе понимается имевшее место в период действия договора сельскохозяйственного страхования снижение фактического урожая сельскохозяйственной культуры по сравнению с запланированным урожаем на 30 и более процентов в результате оговоренных событий. Такую формулировку аграрии считают для себя невыгодной, так как она значительно ограничивает возможность наступления страхового случая и получения от страховщика компенсации. В частности, сельхозпроизводители из Южного федерального округа уверены, что, по их сведениям, подобные случаи (снижение урожая на 30% и более) крайне редки и, следовательно, нет особого смысла заключать договор страхования на таких условиях. Аналогичной точки зрения придерживаются многие законодатели, чиновники и некоторые страховщики. Поэтому в настоящее время прорабатывается предложение о снижении порогового значения с 30% до 25% (единого по стране) или дифференциации этого показателя по регионам России (30, 25, 15%).
Учёта региональной специфики требует и набор страховых рисков, от которых проводится страхование. Наводнение на Дальнем Востоке в 2013 г. показало, что гибель урожая в результате наводнения не является страховым случаем (в законе предусмотрен только риск "переувлажнения почвы"). Вместе с тем риск "наводнение" включён в перечень событий при страховании сельскохозяйственных животных. Поэтому формулировки критериев особо опасных погодных явлений должны быть более чётко прописаны в законе с учётом природно-климатических особенностей отдельных регионов страны.
Также в целях удешевления страхования следовало бы предоставить возможность заключать договор не только от всей совокупности рисков, но и от отдельных опасных природных явлений: засухи, градобития и т.п.
Участие государства в сельскохозяйственном страховании с господдержкой реализуется посредством предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных производителей на уплату страховых премий по заключенным договорам страхования (табл. 2).

Таблица 2

Сумма субсидий на возмещение части затрат с/х производителей на уплату страховых премий по заключенным договорам страхования, млн. руб.

Показатели

Субсидии, перечисленные из федерального бюджета

Субсидии, перечисленные из бюджетов субъектов РФ

Всего перечислено субсидий

Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.07 г. N 446, было предусмотрено, что объем субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат для осуществления сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в 2008-2012 гг. составит 26,6 млрд. руб., в том числе в 2012 г. – 6 млрд. Фактический же размер средств, выделенных федеральным бюджетом Российской Федерации на компенсацию части затрат по сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой, в 2008-2012 гг. составил 18,8 млрд. руб., в том числе в 2012 г. – 4,4 млрд.
Выделение субсидий в соответствии с новым законом выявило ряд существенных проблем, с которыми сельхозпроизводители столкнулись на практике. Наблюдались многочисленные примеры неправомерных требований органов управления АПК субъектов РФ при предоставлении субсидий. Так, в ряде областей местными властями предъявлялись незаконные требования по изменению Правил страхования (стандартных) и договора страхования как якобы противоречащих российскому законодательству; также неправомерно устанавливались даты, до или после которых не принимались документы на получение субсидии; не принимались документы на субсидирование при превышении размера страхового тарифа над величиной предельной ставки субсидирования.
Для устранения перечисленных и других негативных моментов 22.12.2012 было принято постановление Правительства Российской Федерации от N 1371 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования".

В нём, в частности:
– приведён исчерпывающий (закрытый) перечень документов, предоставляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями в уполномоченный орган, необходимых для получения субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования;
– указан срок, в течение которого уполномоченный орган обязан перечислить субсидии в размере 50% страховой премии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования на расчетный счет страховой организации на основании заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя;
– установлена обязанность уполномоченного органа после отказа в предоставлении сельскохозяйственному товаропроизводителю целевых средств повторно рассматривать представленные им документы, необходимые для получения целевых средств, после приведения их в соответствие с установленными для получения целевых средств требованиями.

В 2013 г. из федерального бюджета на субсидии было выделено 4 167 млн. руб., тогда как ранее предусматривалась сумма в 5 млрд. руб. Аграрии Приволжского федерального округа получили почти 1,1 млрд. руб. (26% всей суммы), в Центральный и Южный федеральные округа было направлено почти по миллиарду рублей. Меньшие суммы получили хозяйства Северо-Западного и Сибирского федеральных округов (22,2 млн. руб. и 17,2 млн. руб. соответственно). На 2014 г. субсидии из федерального бюджета запланированы в размере 5947 млн. руб., в том числе по страхованию сельскохозяйственных культур – 4997 млн. руб. (вместо ранее установленной цифры 5260 млн. руб.), по страхованию животных – 950 млн. руб.
Наряду с имеющим место сокращением фактически выделяемых из бюджета средств по сравнению с запланированными суммами, существует проблема несвоевременного поступления денежных средств государственной поддержки, недоплаты субсидий по заключенным договорам. В результате страдают сельхозпроизводители, так как все риски несвоевременного поступления денежных средств господдержки по нынешней системе лежат именно на них. Дело в том, что выплата страхового возмещения сегодня привязана к полной оплате страховой премии, и при отказе государственных органов выдать субсидируемую часть сумма выплаты сельхозтоваропроизводителю при наступлении страхового случая уменьшается пропорционально неуплаченной части премии.
К сожалению, очень часто задержки, отказы в выплате субсидий связаны с неправомерными действиями региональных чиновников.
Наряду со средствами федерального бюджета субсидии предоставляются и из бюджетов субъектов РФ. Однако на долю последних приходится не более 10-15% общей их суммы. Однако, после крупного опасного природного явления, которое наносит большой ущерб, местные власти так или иначе задумываются о необходимости субсидирования и средства в конце концов изыскиваются.
Как уже отмечалось, с 2013 г. наряду с субсидированием страхования урожая введена государственная поддержка страхования сельскохозяйственных животных. Однако список заболеваний, которые покрываются страхованием с господдержкой, не был своевременно утверждён, что объясняет малое число заключенных договоров страхования, к 1.11.2013 их было полностью оформлено всего несколько десятков по всей России.
В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы предусмотрено выделение бюджетных средств на государственную поддержку сельскохозяйственного страхования в 2013-2020 гг. в размере 56,9 млрд. руб., из них на господдержку страхования урожая сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений – 46 млрд. руб., на господдержку страхования сельскохозяйственных животных – 10,9 млрд. рублей. Чтобы эффективно использовать запланированные ресурсы, необходимо постоянно совершенствовать как условия сельскохозяйственного страхования, так и процедуру государственной поддержки. Это будет способствовать расширению операций по сельскохозяйственному страхованию, более полной компенсации убытков аграриев через страховой механизм.
Здесь важно обратить внимание и на следующий аспект. При вступлении в ВТО России удалось договориться о высоком уровне поддержки своего аграрного сектора – на 9 млрд. дол. в год. Некоторые специалисты высказывали мнение, что российский бюджет вряд ли будет в состоянии выделить разрешенную ВТО сумму для поддержки отечественного аграрного сектора. Но как бы ни складывалась ситуация с господдержкой, её уровень в силу подписанного соглашения будет постоянно сокращаться вплоть до 2018 г. При таких обстоятельствах выделение субсидий на сельскохозяйственное страхование становится не только источником для его расширения (правила ВТО не содержат никаких ограничений по субсидиям на страхование), но и важным вкладом государства в развитие села в целом.

Литература:

1. Доклад о состоянии рынка сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой в Российской Федерации в 2012 г.: М.: Минсельхоз России, ФГБУ "ФАГПССАП", 2013 г.
2. Чувахина Л.Г. Таможенный союз и ВТО: российские реалии. Финансовый журнал. 2013, N 1(15), с. 39-50.
3. Агрострахование: движение к оптимальной модели. Обзор итогов конференции по сельскохозяйственному страхованию. Финансы, N 1-2014.

Е.Ф. Дюжиков,
ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского
финансового института, доцент Финансового университета
при Правительстве РФ, кандидат экономических наук

Метки: Предыдущая запись
Следующая запись

Введение………………………………………………………………….…….….3

1 Виды сельскохозяйственного страхования ………………………………...…5

2 Современное состояние сельскохозяйственного страхования……………..14

3 Проблемы сельскохозяйственного страхования…………………………….20

Заключение……………………………………………………………………....24

Список использованной литературы………………………………………......26

ВВЕДЕНИЕ

Сущность страхования состоит в том, что потребители услуги (страхователи) приобретают за определенную плату (страховой взнос) гарантию возмещения возможного ущерба за счет перераспределения объема ущерба немногих пострадавших среди всех страхователей.

Получая уверенность в том, что средства производства, продукция, финансовые ресурсы материально защищены от случайностей, предприниматель имеет возможность сосредоточить свое внимание на проблемах, непосредственно связанных с производственной, коммерческой и финансовой деятельностью.

Специфика страхования рисков в сельском хозяйстве состоит в том, что в этой отрасли процесс производства в значительной мере связан с природными рисками, обусловленными переплетением экономических процессов с естественными.

Масштаб страховых услуг на рынке сельскохозяйственного страхования незначителен в связи с ограниченностью предложения, а также отсутствием у сельскохозяйственных предприятий достаточных финансовых средств для уплаты страховых взносов.

Государственная поддержка страхования несравненно эффективнее, чем финансовая помощь, оказываемая в неблагоприятные годы в виде дополнительных кредитов, субсидий, зачетов, списаний, отсрочек и прямых денежных компенсаций. Научно обоснованная и эффективная организация страхового бизнеса в определенной мере способствует устойчивому развитию сельскохозяйственных предпринимательских структур.

В России на современном этапе использование страхования в практике предпринимательской деятельности крайне затруднено из-за отсутствия развитого рынка страхования.

Страхование урожая, предполагаемое на страховом рынке сельскохозяйственным товаропроизводителям, обеспечивается государственной поддержкой в виде частичной компенсации страхового взноса страхователю из федерального бюджета, а также через осуществление государством функции перестрахования, создания централизованного резервного фонда. Большую позитивную роль играет то, что государство является активным участником данного вида страхования, выступая перестраховщиком, гарантом страховых сделок, а также оказывая материальную помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде компенсации из федерального бюджета 50% их затрат на выплату страхового взноса. Однако организация страхования урожая имеет ряд существенных недостатков: слишком большое количество рисков, разнокачественных по своему происхождению и страхуемых по одному договору страхования, длительный срок страхования.

Использование прогнозируемой стоимости продукции в качестве страховой суммы, в конечном счете, определяет высокие значения страховых взносов.

При страховании урожая сельскохозяйственных культур значения страховых взносов достигают 30% общих затрат на производство продукции, что обусловливает крайне низкий потребительский спрос на данный вид страховых услуг.

1 ВИДЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ

Следует начать с того, какое имущество может быть застраховано. Одним из видов страхования является страхование сельскохозяйственных культур . Растениеводство больше, чем другая отрасль сельскохозяйственного производства, повреждено воздействию природно-климатических условий. Это обусловлено самим характером производственного процесса. Период производства, когда продукт труда предоставлен воздействию естественных процессов, здесь особенно продолжителен. В течение нескольким месяцев посевы сельскохозяйственных культур полностью находятся под влиянием метеорологических и других природных факторов.

Неблагоприятные природные факторы, воздействующие на конечные результаты в растениеводстве, можно разделить на две группы. Первую составляют постоянные, т.е. обычные для той или иной местности, факторы: короткий вегетационный период, невысокие среднегодовые температуры воздуха, низкое качество почвы и т.д. Вторую образуют необычные, случайные отклонения от нормальных условий развития растений: ранние заморозки, длительное отсутствие осадков, градобитие и т.п.

Влияние первой группы факторов устраняется путем финансирования необходимых затрат по выведению быстро вызревающих сортов зерновых и других культур, расходов по улучшению плодородия земли, установлением надбавок к ценам и другими мерами финансового или ценового характера. Нейтрализация воздействия второй группы факторов достигается при помощи системы страховых фондов.

Главной предпосылкой получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур является выполнение требований научно обоснованной агротехники. Она предполагает неукоснительное проведение необходимых мероприятий по подготовке почвы к посеву, внесение в нее комплекса ограниченных и минеральных удобрений, выбор районированных сортов семян, соблюдение сроков сева (посадки) и норм высева, полный и качественный уход за растениями на различных стадиях их развития, своевременная и без потерь уборка урожая.

Применение всех агротехнических правил предусматривается в зависимости от природно-климатических и почвенных условий, в которых находятся хозяйства, конкретных особенностей данного сельскохозяйственного года, вида выращиваемых культур и целевого назначения продукции.

Соблюдение агротехнических требований способствует предотвращению гибели или снижения урожая. Нарушение этих требований в ряде случаев является прямой или косвенной причиной гибели (повреждения) посевов. Вместе с тем агротехника предусматривает и специальные меры предупреждения возможных негативных последствий неблагоприятных природных факторов, вредителей и болезней растений

Основным принципом современного страхования урожая сельскохозяйственных культур является его тесная связь с результатами деятельности в колхозе, совхозе или другом хозяйстве. Размер страхового обеспечения зависит от уровня урожайности.

Следующим признаком выступает универсальность страхования – охват практически всех стихийных бедствий. Это создает равную защищенность сельскохозяйственных предприятий, независимо от того, в какой природно-климатической зоне они находятся. Формально одинаковый круг ответственности существовал везде. Однако различная распространенность страховых событий при ограниченной ответственности создавала разную защищенность хозяйств.

Следующий принципиальный момент заключается в том, что определение ущерба производится в целом по хозяйству, а не по отдельным бригадам. Это позволяет не допускать распыления средств страхового фонда при небольших потерях и вместе с тем возмещать крупные убытки.

Страхователями являются: колхозы, включая рыболовецкие, совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, межхозяйственные организации и объединения, кооперативные, арендные и фермерские хозяйства.

Страхование распространяется на все виды сельскохозяйственных культур: озимые и яровые зерновые и зернобобовые, технические, овощные, бахчевые, кормовые, сады, ягодники, виноградники, питомники, теплицы и т.д.

Объектом страхования является основная продукция культуры. По культурам, дающим два-три вида основной продукции, все они считаются застрахованными.

В колхозах, совхозах, других государственных и кооперативных предприятиях страховая оценка урожая исходит в основном из средней урожайности с 1 га за предшествующие 5 лет и действующих цен.

Арендные и фермерские хозяйства могут выбирать варианты страхования: исходя из среднего урожая за 5 лет, трех лучших лет из 5, планируемой урожайности или предусмотренной в договоре аренды.

Соответственно возмещению подлежат количественные потери урожая в текущем году по сравнению со средним 5-летним, 3-летним, плановым или договорным.

В колхозах, совхозах и других предприятиях уровень возмещения потерь определен в 70 %. Фермерские и арендные хозяйства определяют этот уровень сами при заключении договора страхования.

Наряду с потерями от гибели ил повреждения урожая возмещаются также затраты, связанные с пересевом или подсевом культур после стихийного бедствия.

При страховании многолетних насаждений объектом страхования выступают сами насаждения как основные или оборотные фонды, так и урожай этих насаждений. Насаждения страхуются в их полной балансовой стоимости, а урожай – в общем указанном выше порядке.

Страхование сельскохозяйственных культур во всех хозяйствах органами Госстраха проводится на случай гибели или понижения урожая в результате засухи, недостатка тепла, излишнего увлажнения, вымокания, выпревания, заморозка, вымерзания, града, ливня, бури, урагана, наводнения, селя, безводья или маловодья в источниках орошения, пожара, болезней, вредителей растений и других, необычных для данной местности метеорологических и иных природно-климатических условий.

Неблагоприятными последствиями ливней и продолжительных дождей, вызывающими снижения и вымокание растений, но и неполное опыление в период цветения, полегание растений, образование почвенной корки, загнивание семян, корнеплодов и клубнеплодов в почве, смыв, заиливание и занос посевов и т.д. К неблагоприятным условиям также относится также повреждение урожая дикими животными, птицами и грызунами.

В фермерских, арендных и других индивидуальных хозяйствах условия страхования предусматривают, кроме того, возмещение ущерба при гибели урожая культур в закрытом грунте (теплицы, питомники) из за прекращения подачи электроэнергии, вызванной стихией, пожарами или аварией. Цветы могут быть дополнительно застрахованы на случай их похищения.

Страхование сельскохозяйственных культур практически от всех стихийных явлений и необычных природно-климатических условий не означает покрытие любых убытков в растениеводстве. В понятие страхового случая, вызывающего ответственность Госстраха возмещать ущерб, входят следующие три момента: наличие объекта ответственности – посев (посадка) культуры; факт стихийного бедствия или других необычных неблагоприятных явлений; недобор урожая сельскохозяйственной культуры. Отсутствие хотя бы одного из этих трех условий исключает ответственность страховщика.

Страхование урожая начинается со дня посева (посадки) сельхозкультуры и прекращается со дня окончания уборки урожая сельскохозяйственной культуры. Поскольку окончание уборки зависит от вида культур, момент прекращения страхования по культурам различается. Страхование прекращается: по зерновым, зернобобовым, льну-долгунцу и другим культурам, уборка которых связана с обмолотом, - когда урожай обмолочен или сложен в скирды; по лубяным культурам (конопля, кенаф и др.), выращиваемым только для получения волокна или луба, - когда урожай переработан в зеленом свежеубранном состоянии или вывезен с поля к месту сдачи, хранения или первичной обработки.

Урожай овощных, бахчевых культур, садов, ягодников, виноградников, картофеля, сахарной свеклы, кормовых корнеплодов, хлопчатника и других культур застрахован до вывоза его с поля (сада) к месту сдачи, хранения, переработки, а урожай корнеплодов и клубнеплодов при оставлении его на хранение в поле – пока он не заложен в ямы, бурты, траншеи. Страхование урожая табака и махорки продолжается до того момента, когда он вывезен с поля и после первичной обработки упакован в тюки для сдачи заготовительным организациям. Страхование урожая сена сеяных трав заканчивается, когда сено вывезено с поля или застоговано. С завершением уборки страхование урожая сменяется страхованием продукции. Соответственно меняются и условия страхования.

Размер страховых платежей сельскохозяйственного предприятия определяется исходя из среднего застрахованного урожая каждой культуры, цены на ее продукцию, площади посева (посадки) и тарифов.

Органы государственного страхования по каждому колхозу и совхозу отдельно ведут «Журнал учета урожайности сельскохозяйственных культур». В нем фиксируются данные о ежегодной урожайности основной продукции всех культур. Страховые платежи исчисляются исходя из стоимости урожая на всю площадь посева (посадки) и ставок страховых платежей.

Страхование занимает важное место среди многообразных мер по сохранению устойчивости и стабильности в развитии аграрного сектора, являясь одним из мощных финансовых институтов, доминирующих над материально-техническими составляющими экономики.

В большинстве стран мира эффективное развитие аграрной сферы обусловлено серьезной государственной поддержкой, включающей непосредственное прямое финансирование из бюджетов разных уровней. В России при неразвитости страхового сектора незначительные финансовые потоки, направляемые в агропромышленный комплекс, «размываются» компенсациями от убытков вследствие стихийных бедствий и потерь урожая и животных.

Как финансовый институт страхование для отечественной экономики, переживающей кардинальную модернизацию, находится в начальной стадии развития в сравнении с зарубежным опытом: узок круг страховых продуктов, примитивны технологии, неразвита инфраструктура, не в полной мере учитывается специфика сельскохозяйственной сферы.

В последнее время страхование в сельском хозяйстве проводилось в соответствии с постановлением Правительства от 1 ноября 2001 г. N 758 "О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства", которым были утверждены правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета на компенсацию части затрат сельхозтоваропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур.

Рассматривая сельхозпредприятия можно сказать, что они не смогли воспользоваться этим видом обеспечения потерь, поскольку ущерб, нанесенный стихийными бедствиями, погашался за счет привлечения дополнительных средств федерального бюджета.

Размер выплачиваемых субсидий в объеме - 50 % от страховых взносов. В последнее время страхование урожая сельскохозяйственных культур значительно возрастает, поскольку Правительством Российской Федерации принято решение отказаться от погашения сельхозтоваропроизводителям ущерба, нанесенного стихийными бедствиями, и перейти к страхованию риска наступления этих убытков за счет расширения системы страхования в сельском хозяйстве с участием государственной поддержки.

Предусмотрено значительное увеличение средств на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур.

К сожалению, Минсельхозом России очень долго разрабатываются Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур. Проектом правил предусмотрены следующие условия предоставления субсидий:

Субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям любой организационно-правовой формы, в том числе, крестьянским (фермерским) хозяйствам в виде компенсации 50 % уплаченного страхового взноса по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур, заключенному со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение соответствующего вида страхования и состоящими в страховых пулах;

Субсидии предоставляются в пределах средств, выделенных региону на эти цели;

Субсидии напрямую перечисляются на расчетные счета сельскохозяйственных товаропроизводителей;

В перечень сельскохозяйственных культур, при проведении страхования урожая которых предоставляются субсидии за счет средств федерального бюджета, входят: озимые зерновые, яровые зерновые и зернобобовые, масличные, сахарная свекла, соя;

Договор страхования заключается на случай гибели (уничтожения) и повреждения культур в результате засухи, заморозков, вымерзания, выпревания, переувлажнения почвы, пыльных бурь, града, осадков (продолжительные сильные дожди, очень сильные дожди и ливни), весеннего половодья и дождевых паводков, сильного ветра;

Договор страхования урожая сельскохозяйственных культур заключается до окончания сева (посадки) сельскохозяйственных культур (группы культур);

Страховая стоимость урожая определяется исходя из размера посевных площадей, средней урожайности сельскохозяйственной культуры, сложившейся в среднем за 5 лет, предшествующих году заключения договора страхования, и расчетных прогнозируемых цен по каждой культуре на соответствующий год;

Расчетные прогнозируемые цены определяются исходя из средних сложившихся по региону за предыдущий год цен реализации товаропроизводителями сельскохозяйственных культур с учетом уровня инфляции.

При отсутствии у сельхозтоваропроизводителей данных для определения средней урожайности сельскохозяйственных культур за предшествующие 5 лет при заключении договора страхования принимается средняя урожайность за указанный период по соответствующему административно-территориальному образованию:

Страховая сумма по договору страхования определяется в размере страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур;

Договор страхования урожая сельскохозяйственных культур может по соглашению сторон заключаться на срок до 5 лет с ежегодным уточнением следующих показателей: посевные площади, средняя урожайность, расчетные прогнозируемые цены;

Размер страхового взноса, подлежащего субсидированию, планируется определять по предельным ставкам.

При Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации создано Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства. Основными задачами Агентства являются:

Организация мероприятий по обеспечению государственной поддержки страхования в сфере агропромышленного производства и контроль за соблюдением порядка и условий предоставления средств федерального бюджета на эти цели;

Информационное обеспечение деятельности по страхованию;

Обобщение опыта проведения страхования в сфере агропромышленного производства, разработка предложений по совершенствованию указанной деятельности и использованию новых механизмов и форм государственной поддержки страхования в сфере агропромышленного производства.

Сформирован Российский сельскохозяйственный страховой пул (объединение страховщиков), работающих на агропродовольственном рынке.

Следующий вид – это страхование животных . Страховая защита животноводства направлена, с одной стороны, на возмещение ущерба от падежа, гибели или вынужденного забоя животных как части основных и оборотных фондов сельскохозяйственных предприятий, а с другой – на уменьшение и компенсацию потерь животноводческой продукции от стихийных бедствий и других неблагоприятных событий.

В современных условиях страховая защита животноводства осуществляется преимущественно государственными страховыми организациями. При этом условия страхования животных в колхозах и государственных предприятиях (главным образом совхозах) отличаются от условий страхования животных в потребительской кооперации, других общественных хозяйствах. Тем более имеются различия со страхованием в индивидуальных хозяйствах граждан.

Для колхозов и совхозов страхование животных является одним из основных видов; характеризуется исключительно широким страховым полем. Кроме того, особенности страхования в колхозах и совхозах обусловлены тем, что в течение длительного времени оно было обязательным (а в некоторых государствах таким и осталось). Это страхование, охватывающее всех животных при различных условиях их содержания, объективно требовало некоторого ограничения страховой ответственности.

Страхование, возмещая ущерб колхозов и совхозов при падеже и гибели животных, прежде всего, способствует обеспечению сохранности и стабильности поголовья животных. При этом надо отметить, что падеж и гибель животных (в отличие от уничтожения и повреждения основных оборотных фондов) вызывается не только стихийными бедствиями, но и различными болезными, которые также включаются в страховую ответственность. Вместе с тем ряд болезней животных связан с нарушением условий их содержания, кормления, воспроизводства. Поэтому страхование, возмещая ущерб колхозам и совхозам, одновременно должно стимулировать соблюдение ими всех ветеринарно-зоотехнических правил, исключать покрытие от бесхозяйственности.

Крупные хозяйства, располагающие большим поголовьем скота, испытывающие реальные трудности с обеспечением непрерывного расширенного воспроизводства в случаях, когда потери от падежа и гибели животных являются значительными и не могут быть восполнены за счет собственных средств. Такие потери, возникающие преимущественно при гибели большого количества животных, возмещаются с помощью государственного страхования.

Животноводческий процесс является непрерывным, включая получение приплода, выращивание молодняка, использование продуктивного и рабочего скота. Поэтому страхование охватывает все возрастные, породные и другие группы животных. Данный принцип распространяется только на совхозы и колхозы. В других общественных и индивидуальных хозяйствах граждан сельскохозяйственных животных подлежат страхованию с определенного продуктивного возраста.

Принципиальная особенность данного страхования заключается в том, что возмещение ущерба связано только с падежом или гибелью животных, в то время как по другим видам имущественного страхования наиболее распространенным является восполнение потерь, вызванных частичным повреждением материальных объектов.

В качестве объектов страхования выступает поголовье каждого вида сельскохозяйственных животных, что вытекает из задачи страховой защиты животноводства с помощью государственного страхования.

Важным отличительным принципом страхования животных является рациональное ограничение объема страховой ответственности. Страхование производится не в полной стоимости. Определенная ее доля остается на ответственности страхователя, что способствует стимулированию его материальной заинтересованности в сохранности поголовья животных.

В колхозах и совхозах страхованию подлежат: крупный рогатый скот, овцы и козы, домашняя птица и пушные звери в возрасте от 6 месяцев, свиньи и кролики от 4 месяцев, лошади, верблюды, мулы, ослы и олени от 1 года, молодняк этих животных, не достигших указанного возраста, а также семьи пчел.

Исходя из объема страховой ответственности, всю совокупность застрахованных животных разделить на три группы: продуктивный скот, молодняк животных, высокоценные племенные животные, записанных в Государственную племенную книгу (ГПК).

Продуктивный скот, составляющий основное стадо и охватывающий указанных выше животных страхового возраста, и семьи пчел считаются застрахованными на случай гибели вследствие стихийных бедствий, инфекционных болезней, пожара и действия электрического тока. Молодняк животных, требующий особо ухода и присмотра, застрахован только от стихийных бедствий, действий электрического тока и пожара. Расширенный объем страховой ответственности, включающий падеж животных от инфекционных и неинфекционных заболеваний, несчастных случаев, стихийных бедствий и пожаров, распространяется на страхование племенных животных, записанных в ГПК.

Перечень инфекционных болезней и стихийных бедствий, от которых проводится страхование, включает как общие для разных видов животных болезни (например, ботулизм, бруцеллез, сибирскую язву, столбняк, туберкулез, ящур и др.), так и специфические болезни лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, свиней, пушных зверей и кроликов, птиц, пчел.

Страхование проводится на случай гибели животных от следующих стихийных бедствий: бурана, бури, урагана, ливня, града, наводнения, землетрясения, обвала, селя, удара молнии. Страховое возмещение выплачивается и в случае, когда следствием стихийного бедствия явилась неинфекционная болезнь животных, вызвавшая их гибель в течение 10 дней после стихийного бедствия.

По условиям страхования гибелью животных считается не только их падеж, но и вынужденный забой или уничтожение в связи с событием, от которого проводится страхование.

Страхование пушных зверей и семей пчел проводится от болезней, стихийных бедствий, несчастных случаев, домашней птицы и кроликов – только от эпизоотий, пожара, наводнения, бури, урагана, бурана, града, землетрясения и обвала.

Страховое обеспечение сельскохозяйственных животных, домашней птицы, кроликов, пушных зверей и семей пчел устанавливается в пределах 70-80% их балансовой стоимости в соответствующих хозяйствах.

Проводится также страхование собак – охотничьих, служебных, сторожевых и декоративных. Предусматривается возмещение потерь в случае гибели от различных болезней, кражи (пропажи), стихийных явлений и т.п.

Страховы платежи колхозов и совхозах определяются, как правило, исходя из стоимости животных на 1 января текущего года. Основные данные, необходимые для исчисления платежей, берутся из годового отчета хозяйства за предшествующий год. По некоторым видам и группам животных стоимость определяется по данным аналитического учета.

Страховые платежи исчисляются также со стоимости животных, принятых на откорм или доращивание, поскольку этот скот зачисляется на баланс принимающих хозяйств, а у передающих списывается с баланса.

Стоимость и страховые платежи исчисляются отдельно по группам животных. Несмотря не некоторые отличия в условиях страхования племенного и неплеменного скота, взрослых животных и молодняка, платежи рассчитываются для соответствующей группы по единым ставкам.

При гибели или вынужденном убое, ущерб рассчитывается исходя из действительной стоимости животных на день гибели животных

В случае вынужденного убоя, сумма ущерба определяется в размере разницы между действительной стоимостью и суммой полученной в хозяйстве от реализации пригодного в пищу мяса, а при убое пушных зверей учитывается также стоимость шкурок.

Ущерб основных и оборотных средств определяется их действительной стоимости с учетом износа. В сумму ущерба включаются также расходы по спасению имущества и приведению его в порядок после бедствия.

2СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯВ РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ

В последние годы объемы сельскохозяйственного страхования существенно увеличились. По страхованию урожая сельскохозяйственных культур это выразилось в расширении страхуемых посевных площадей, номенклатуры страхуемых рисков, увеличении объемов государственной поддержки. Если в 2001 г. было застраховано 2240 хозяйств в 24 регионах РФ, то в 2005 г. свой урожай застраховали уже 9894 хозяйства из 66 регионов. Однако в разрезе субъектов Российской Федерации страхование сельскохозяйственных культур осуществляется крайне неравномерно. Так, из 8540 хозяйств, застраховавших урожай в 2006 г., на Сибирский федеральный округ приходится 48% от их общего числа, Приволжский – 23%, Южный – 15%, Центральный, Северо-Западный, Дальневосточный и Уральский вместе взятые – менее 14%. Дотации по страхованию урожая, выделяемые из федерального бюджета в 2005 г. составили 1,9 млрд. руб. В бюджете 2006 г. предусмотрено 2,9 млрд. руб.

Общие объемы страхования животных более стабильны. Однако в структуре договоров, заключенных с юридическими и физическими лицами, наблюдается существенное увеличение объемов страхования юридических лиц, что обусловлено необходимостью страховать залоговое имущество, в качестве которого чаще всего, и выступают сельскохозяйственные животные.

В частности выплаты юридическим лицам за исследуемый период в целом по России составили 37%.

Еще более сложная ситуация со страховыми выплатами складывается по страхованию урожая сельскохозяйственных культур. По России в целом, и по ее регионам ежегодно на страховые выплаты уходит до 75% собираемых страховых взносов. При этом их объемы весьма стабильны по годам и практически не зависят от итогов сельскохозяйственного года, что в частности подтверждают данные об урожайности основных сельскохозяйственных культур. Так, урожайность зерновых и зернобобовых культур в среднем за 1991 - 2000 гг. составила 15,4 ц/га, а в 2001 - 2006 гг. – 18,9 ц/га, что на 23% выше, подсолнечника – 8,8 и 9,4 соответственно, сахарной свеклы – 164 и 230 ц/га. То есть за последние годы урожайность была достаточно высокой, а это означает, что ущерб от недобора урожая должен был быть незначителен, а выплаты - минимальны.

В целом ситуации на рынке сельскохозяйственного страхования позволяет утверждать, что:

Рост объемов сельскохозяйственного страхования обусловлен двумя основными факторами: наличием механизма государственного субсидирования страховых премий по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и вынужденным страхованием залогового имущества, в качестве которого чаще всего выступают сельскохозяйственные животные;

Ввиду отсутствия реального механизма страховой защиты сельскохозяйственного производства влияние страхования на финансовую устойчивость, как отдельных сельскохозяйственных предприятий, так и отрасли в целом очень незначительно.

На сегодняшний день в Северной Америке предлагаются три основных типа полисов страхования сельхозкультур: мультириск, страхование от града и страхование от поименованных рисков. Полис мультирискового страхования, обеспечивает наибольший процент общей премии, и покрывает убытки, причиненные агро культурам, всеми типами стихийных бедствий, включая засуху и наводнение. Полис страхования от града покрывает убытки, причиненные градом и/или огнем. Полис страхования от поименованных рисков покрывает убытки определенных культур от определенных рисков (например, вымерзание цитрусовых во Флориде), которые могут быть не возмещены по полису мультирискового страхования.

Наиболее важным отличием этих продуктов является то, что мультириск субсидируется в Америке федеральным правительством, в Канаде - федеральным и провинциальными правительствами. Несмотря на то, что продукт продается и обслуживается коммерческими страховыми компаниями, тарифы и условия страхования контролируются соответствующими государственными органами. Страхование от града и поименованных рисков являются исключительно коммерческими продуктами, не регулируемыми и не субсидируемыми государством (за исключением некоторых канадских программ).

Вторым главным отличием между продуктами является метод определения суммы возмещения. Мультирисковое покрытие базируется на стоимости урожая, так как влияние основных, покрываемых данным полисом рисков, объединяется в течение вегетационного сезона и, в конечном итоге, определяет урожайность.

Покрытие от града и поименованных рисков – сумма возмещения определяется в долларах на единицу площади (акр).

Согласно мультирисковому договору фермер выбирает определенную стоимость урожая, по которой он страхует культуру в начале сезона. Сумма возмещения определяется умножением этой стоимости на разницу урожайности за вычетом франшизы. Обычно фермерам предлагают установить франшизу в размере до 35% от средней урожайности за последние 5 лет, которая называется «реальная историческая урожайность» (actual production history – APH).

Согласно договору страхования от града или поименованных рисков, культура оценивается в определенную сумму на акр, которая обычно располагается где-то между суммой производственных затрат и стоимостью продукции на свободном рынке. При повреждении градом культуры, сумма возмещения рассчитывается как процент долларовой стоимости полиса за вычетом франшизы.

Рынок включает игроков разного уровня во главе с федеральным правительством в США и Канаде. В Канаде участие принимают также провинциальные органы власти. Следующий уровень включает коммерческие страховые компании и перестраховочные компании. На базовом уровне, особенно в США, находятся взаимоотношения между независимыми агентами и фермерами.

В США фермеры для страхования сельхозкультур обращаются к независимым агентам, работающим от имени частных страховых компаний. В случае мультирискового страхования, правительство заключает соглашения со страховщиками на продажу, обслуживание и андеррайтинг этого продукта. Взаимоотношения между сторонами определяются Стандартным Соглашением о Перестраховании (Standard Reinsurance Agreement - SRA), которое определяет риски, которые несет каждая из сторон. Это соглашение также предписывает рисковые пулы, через которые страховщик может передать часть своих рисков государству. В каждом штате существует три пула рисков: коммерческий, развития и установленный. Страховщик может выбрать размещение рисков в пулах (культура, фонд, часть перестрахования государством), основываясь на своих интересах.

Федеральное правительство возмещает частным страховым компаниям расходы на администрирование мультирискового страхования согласно подписанного соглашения SRA. Страховщики, в свою очередь, платят определенный процент из этих средств независимым агентам, продающим страховой продукт.

В Канаде программа мультирискового страхования работает немного по-другому. Здесь существует соглашение между федеральным правительством и каждой провинцией, которые, в свою очередь, продают фермерам страховые продукты через Королевские корпорации (основанные государством коммерческие компании). Провинции управляют страховыми программами самостоятельно и могут обращаться за помощью к федеральному правительству только в крайних случаях.

Международные перестраховщики и перестраховочные брокеры участвуют в бизнесе после оформления взаимоотношений между частными страховыми компаниями/Королевскими корпорациями и соответствующими государственными органами. Не смотря на то, что мультирисковое страхование перестраховывается правительством, страховщики удерживают значительное количество рисков в своем портфеле вдобавок к договорам страхования от града и поименованных рисков. Страховщики самостоятельно перестраховывают часть или все удерживаемые риски на международных рынках перестрахования.

Правительства США и Канады очень активно пытаются защитить производителей агро продукции в своих странах. В прошлом эта помощь предоставлялась в виде прямых выплат после катастрофических рисковых событий для компенсации потери значительной части урожая фермерам.

За предыдущие 20-25 лет правительства осознали, что их финансовые возможности ограничены, и другие отрасли агро сектора также требуют государственной поддержки. В ответ, правительства создали программы страхования сельскохозяйственных культур, которые предоставляют прямую финансовую помощь фермерам, а также помогают лучше распланировать программу финансовой поддержки всему аграрному сектору в долгосрочной перспективе.

Ситуативные выплаты по катастрофическим убыткам все еще существуют, но программы страхования сельхоз культур стали главным инструментом для фермеров для управления рисками. Правительства в значительной мере субсидируют как страховые премии, так и убытки по этим программам, считая, что их помощь необходима до тех пор, пока существуют значительные колебания урожайности и/или цен на сельскохозяйственную продукцию.

Текущие тенденции рынка – Северная Америка. Этот рынок значительно вырос за последние 15-20 лет. США и Канада вместе собирают 69% от общего мирового рынка в 8 миллиардов долларов премии. Из этих 69% США собирают 58% или 4,6 миллиарда долларов.

Чтобы дать представление о росте этого бизнеса, можно сказать, что эти 4,6 миллиарда превышают почти в 6 раз сумму премий, собранных по всем продуктам страхования агро культур в США в 1988 году (800 миллионов долларов), когда случилась последняя серьезная засуха на Среднем Западе.

Главные изменения, произошедшие на рынке за последние 20-25 лет касаются перехода от государственных катастрофических программ помощи к страховым продуктам, продаваемым частным рынком, консолидации между основными страховыми компаниями, увеличения размеров сельскохозяйственных предприятий, улучшение технологий, повышения интереса к продуктам по страхованию стоимости урожая и доходов предприятий.

Программы мультирискового страхования культур, разработанные федеральным правительством США, за последние 25 лет перешли в сферу коммерческого рынка страхования. Главным двигателем этого процесса был Закон о Сельском хозяйстве 1980 года, призванный сделать страхование агро культур главным инструментом для предоставления помощи фермерам после катастрофических природных событий. Сейчас, через 25 лет после принятия этого документа, почти 100% федеральных программ выполняются частным рынком.

15 лет тому назад в США насчитывалось как минимум 50 страховых компаний, занимающихся мультирисковым страхованием. Managing General Agents доминировал в этом бизнесе, осуществляя андеррайтинг через фронтирующую компанию. На сегодняшний день этим бизнесом занимаются лишь 17 компаний, которые являются более надежными с финансовой и технологической точки зрения. Три самые крупные компании собирают более 50% премий в общем портфеле.

Средний размер агро предприятий значительно увеличился за последние годы. Также улучшился технологический уровень фермерского производства. Исторически, начальные инвестиции в производство позволяли фермерам получить достаточную прибыль сразу после уборки урожая. Сейчас в сельскохозяйственном производстве существует намного больше неопределенностей, связанных со значительными колебаниями цен на мировом рынке. Поэтому все больше фермеров покупают мультирисковое страхование и стараются увеличить процент покрытия по контракту.

За последние годы фермеры стали больше интересоваться продуктами по страхованию стоимости урожая и дохода, которые могут защитить их от колебаний цен и снижения урожайности выращиваемых культур. Федеральное правительство (особенно в США) и частный рынок предлагают все больше подобных продуктов в ответ на запросы фермеров.

Страховщики имеют лишь ограниченный интерес к продуктам фондового рынка по двум причинам. Во-первых, перестраховщики хорошо защищают страховые компании. Перестраховочное покрытие эффективно оценивается перестраховщиками, а контракты между сторонами помогают поддерживать долгосрочные взаимоотношения. Кроме того, будучи специалистами, перестраховщики хорошо распределяют риски географически и по классам, в то время как фондовый рынок мог бы удержать лишь незначительную долю страхуемых рисков в общем портфеле.

Второй причиной отсутствия интереса страховщиков к фондовому рынку является сомнение страховщиков, в том, что продукты фондового рынка смогут компенсировать финансовые потери страховщиков при страховании агро культур.

Существует много факторов, влияющих на стоимость страхования сельхозкультур. Во-первых, размер предприятий значительно увеличился за последние годы, поскольку фермеры пытались достичь рентабельности производства за счет увеличения объемов производства. К тому же, благодаря улучшению сортов растений и технологий их выращивания, урожайность сельхозкультур повысилась в настоящее время. Соответственно, стоимость риска на единицу площади и продукции значительно увеличилась.

С учетом вышеуказанных причин, цена, которую фермеры платят за единицу застрахованной площади под культурами, значительно увеличилась, однако фермеры стали страховать большие объемы производства и, соответственно, страховые суммы также выросли.

Интерес перестраховщиков к агро страхованию также увеличился. 15 лет назад средний уровень удержания перестраховщиком для программы страхования агро культур составлял 10 миллионов долларов. На сегодняшний день брокеры могут легко разместить на рынке перестрахования сумму в 10 раз больше. Качество участников рынка также улучшилось и более сильные компании с лучшими рейтингами увеличивают свое участие в перестраховании агро рисков.

Рассмотрим объем страховых премий рынков агро страхования по самым крупным регионам (см. таблицу 1).

Таблица 1

Оценка объемов страховой и перестраховой премий глобального рынка агро страхования.

  • Социально-экономическое значение и история страхования
    • Исторические этапы развития страхования
    • История развития страхования в России
    • Экономическая сущность страхования
    • Основные понятия в страховании
    • Управление рисками и страхование
    • Классификация страхования
    • Социальное страхование
  • Правовые основы страхования
    • История развития страхового права
    • Предмет, система и источники страхового права
    • Гражданско-правовое регулирование страхования
    • Специальное страховое законодательство России
    • Правовые основы налогообложения страховщиков и страхователей
    • Обзор страхового законодательства зарубежных стран
  • Государственный надзор за страховой деятельностью
    • Цель и функции государственного страхового надзора в Российской Федерации
    • История государственного регулирования страховой деятельности в России
    • Основные тенденции развития мирового страхового рынка
  • Общие положения о договоре страхования
    • Правовая природа договора страхования
    • Условия и порядок заключения договора страхования
    • Оформление страхового случая
  • Экономика и финансы страхования
    • Страховая премия - экономическая основа формирования страхового фонда
    • Классификация и оценка рисков
    • Основные методы расчета страхового тарифа
    • Страховые резервы: расчет и инвестирование
    • Платежеспособность страховой компании
    • Финансовые результаты страховой деятельности
    • Несостоятельность (банкротство) страховых организаций
  • Правовое регулирование личного страхования
    • Цель и основные виды личного страхования
    • Страхование жизни
    • Пенсионное страхование
    • Страхование от несчастных случаев
    • Медицинское страхование
    • Страхование граждан, выезжающих за рубеж
    • Страхование неотложной помощи
  • Правовое регулирование страхования имущества
    • Цель и основные виды страхования имущества
    • Страхование недвижимого имущества и сопутствующих рисков
    • Страхование наземного транспорта
      • Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как важнейший инструмент правового регулирования ОСАГО
      • Заключение, исполнение и прекращение договора обязательного страхования
    • Страхование морского транспорта
    • Страхование воздушного и ракетно-космического транспорта
    • Страхование грузов
    • Сельскохозяйственное страхование
  • Правовое регулирование страхования ответственности
    • Цель и основные виды страхования ответственности
    • Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
      • Страхование в морских перевозках
      • Страхование в воздушных перевозках
      • Страхование в дорожных перевозках
      • Страхование в железнодорожных перевозках
      • Страхование в международных смешанных перевозках
    • Страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты
    • Страхование персональной ответственности
    • Страхование профессиональной ответственности
    • Страхование ответственности по договору
  • Правовое регулирование страхования предпринимательских рисков
    • Природа и анализ предпринимательских рисков
    • Общие принципы страхования предпринимательских рисков
    • Страхование финансовых рисков
    • Страхование в банковском деле
    • Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации
    • Страхование рисков внешнеэкономической деятельности
  • Правовое регулирование перестрахования
    • Основные понятия и методы перестрахования
    • Факультативное и облигаторное перестрахование
    • Пропорциональное и непропорциональное перестрахование
    • Финансовое перестрахование
    • Регулирование перестраховочных операций
    • Объединения, союзы и пулы страховщиков
  • Страховое предпринимательство
    • Субъекты страхового дела
    • Структура и принципы деятельности страховой компании
    • Бизнес-процессы страхования
    • Защита прав страхователей

Сельскохозяйственное страхование

Этот вид предусматривает страхование:

  • урожая сельскохозяйственных культур (кроме урожаев сенокосов);
  • посевов сельскохозяйственных культур;
  • сельскохозяйственных животных, домашней птицы, кроликов, пушных зверей и семей пчел;
  • зданий, сооружений, передаточных устройств, силовых, рабочих и других машин, транспортных средств, оборудования, ловецких судов, орудий лова, инвентаря, продукции, сырья, материалов, многолетних насаждений.

Страховыми событиями для посевов сельскохозяйственных культур являются их гибель или повреждение в результате засухи, недостатка тепла, излишнего увлажнения, вымокания, перегрева, заморозка, вымерзания, града, ливня, бури, урагана, наводнения, селя, безводья ил и маловодья в источниках орошения и в результате других необычных для данной местности метеорологических или иных природных условий. Учитываются риски гибели от болезней, вредителей растений и от пожара.

При страховании урожая объектами страхования являются не только материальные интересы производителя сельскохозяйственной продукции в сохранности посевов как имущества, но и его материальные интересы в получении дохода от реализации будущего урожая. а также снижение (недобор) урожая относительно среднего многолетнего уровня. Поэтому страхование урожая следует рассматривать и как страхование предпринимательских рисков. Риски неполучения дохода оцениваются на основе недобора фактического урожая относительно среднего многолетнего уровня.

Страховыми событиями для имущества сельскохозяйственного назначения являются его гибель или повреждение в результате стихийных бедствий, действия подпочвенных вод, удара молнии, просадки грунта, пожара, взрыва и аварий, а многолетних насаждений - на случай гибели их в результате перечисленных выше бедствий, а также засухи, мороза, болезней и от вредителей растений.

Страховым риском является также внезапная угроза имуществу, вследствие которой необходимо его разобрать и перенести на новое место. Для ловецких, транспортных и других судов и орудий лова, находящихся в эксплуатации, к страховым случаям относится гибель или их повреждение в результате бури, урагана, шторма, тумана, наводнения, пожара, удара молнии, взрыва, аварии, повреждения льдом, а также пропажи без вести или посадки судов на мель вследствие стихийных бедствий.

Размер убытка при гибели или повреждении сельскохозяйственных культур определяется исходя из стоимости недобора урожая на всей площади посева, исчисленной по разнице между стоимостью урожая на 1 га. в среднем за последние пять лет и данного года по действующим закупочным ценам.

Тариф при страховании урожая сельхозкультур для условии средней полосы России составляет 10-15% страховой суммы, имущества - 1, животных - до 8%.

Ранее, до 1992 г., страхование посевов в СССР было обязательным. В настоящее время из всех постсоветских стран только в Казахстане принят Закон об обязательном страховании в растениеводстве.

В России страхование будущего урожая является добровольным, но государство его дотирует. Для координации и выработки общей методологии страхования Правительством РФ создано Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства.

Начиная с 2004 г. Минесльхоз России ежегодно издает приказы о порядке использования субсидий из федерального бюджета на страхование урожая сельскохозяйственных культур.

В настоящее время не более 15% сельхозпроизводителей страхуют свези риски в растениеводстве. Минсельхоз России ставит задачу довести этот показатель до 60- 70%. Потенциальная емкость рынка страхования посевов оценивается в 200 млрд. руб.

Сельское хозяйство постоянно подвержено воздействию стихийных сил природы, поэтому сельскохозяйственное страхование достаточно распространено. Оно включает страхование сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, страхование поголовья животных, страхование машин, инвентаря и оборудования сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств, страхование урожая и многое другое.

Страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений проводится на добровольной основе. Страхователями выступают сельскохозяйственные товаропроизводители всех организационно-правовых форм, предусмотренных законодательством России.

На страхование принимают:

  • · урожай сельскохозяйственных культур, в том числе плодово-ягодных, виноградных и других многолетних насаждений (кроме урожая естественных сенокосов и пастбищ);
  • · деревья (кусты) плодово-ягодных и других многолетних древесно-кустарниковых насаждений.

Урожай сельскохозяйственных культур, плодово-ягодных многолетних насаждений может быть застрахован на случай гибели или повреждения от засухи, недостатка тепла, излишнего увлажнения, вымокания, выпревания, заморозка, вымерзания, града, бури, урагана, наводнения, селя, безводья или маловодья в источниках орошения и необычных для данной местности метеорологических или иных природных явлений, неполного опыления в период цветения, полегания растений, образования почвенной корки, загнивания семян и корне- и клубнеплодов в почве, смыва, заиливания и заноса посевов, задержки в созревании и уборке урожая, а также от болезней и вредителей растений. Урожай культур, выращиваемых в защищенном грунте, кроме того, может быть застрахован от аварий и пожара, которые приводят к разрушению защитных сооружений или прекращению подачи электроэнергии и, как следствие, к гибели урожая.

К необычным и губительным метеорологическим природным явлениям относят продолжительные дожди и ветры, продолжительный знойный ветер-суховей и гармсин, снег, иней, туман, ледяную корку, подъем уровня грунтовых вод, ветровую и водную эрозию почвы, оползни, обвалы и т. п.

Страховым случаем, при котором возмещается ущерб, считается уменьшение сбора урожая с 1 га, вызванное случайными событиями в данном году (временном периоде), по сравнению со средним показателем за предшествующие пять лет.

Возмещается ущерб, который выражается в уменьшении количества полученной сельхозпродукции по сравнению со средним урожаем с 1 га за последние пять лет. Размер ущерба исчисляется по закупочной (договорной, реализационной, рыночной) цене, зафиксированной в договоре страхования. Ущерб при полной гибели посевов (посадок) на всей или части площади культуры рассчитывают исходя из страховой суммы на 1 га и размера площади погибших посевов культуры. При пересеве или подсеве погибших (поврежденных) культур размер ущерба определяют с учетом связанных с этим дополнительных затрат и стоимости урожая вновь посеянных (подсеянных) культур.

Средняя урожайность определяется на всей площади посева (посадки) сельскохозяйственной культуры под урожай данного года, т.е. включая ту площадь, где произошли повреждение и гибель и уборка не производилась. Средняя урожайность за 5 лет определяется по всем видам (или группам) сельскохозяйственных культур и по каждому виду их основной продукции. При расчете средней урожайности учитываются все годы посева культуры, включая периоды, в которые произошла полная гибель той или иной культуры.

Некоторые культуры дают два-три вида основной продукции (лен, конопля, сеяные травы) или выращиваются для различного назначения (например, озимые на зерно и зеленый корм). Для расчета ущерба берутся все виды полученной продукции.

В зависимости от того, произошла полная гибель урожая или его снижение и как использовалась поврежденная культура -- для получения планировавшейся основной продукции или для других целей, -- выбирается соответствующая формула для расчета ущерба.

Договоры страхования урожая заключаются заблаговременно (до начала сева или посадки, вегетативного периода и т.п.) с учетом биологических особенностей культур и условий их возделывания. Страхование прекращается после окончания уборки урожая.

Договоры страхования заключаются страховщиком на основании письменного заявления страхователя установленной формы с указанием страховой премии и суммы, страхуемого объекта и площади насаждений.

Страховые премии исчисляются по каждой культуре (группе культур) путем умножения стоимости урожая со всей площади посева (посадки) на тарифную ставку (ставки дифференцированы по культурам и регионам). Они могут уплачиваться единовременно в размере суммы годовой премии или в рассрочку, причем последний взнос должен быть уплачен не позднее календарного срока, установленного для приема на страхование сельскохозяйственных культур по данному договору.

При наступлении страхового случая страхователь в письменной форме в течение установленного договором срока сообщает об этом страховщику, перечисляя название погибших и поврежденных сельскохозяйственных культур, время и вид стихийного бедствия, от которого произошла гибель (повреждение) культуры, его продолжительность, интенсивность, характер повреждения по каждой культуре, фазу развития растений на момент бедствия, размер площади повреждений, а также площадь культуры, намеченной к пересеву (подсеву).

Страховщик проверяет сообщение о гибели или повреждении урожая по материалам гидрометеорологической службы и других организаций, ведущих наблюдение за природными явлениями и их воздействием на культуры, устанавливает причины и обстоятельства страхового случая, в том числе путем осмотра на месте происшествия. Затем составляет акт установленной формы.

Если недобор урожая культуры (группы культур) обусловлен не страховыми причинами, а нарушениями агротехнических правил по обработке почвы, занижением нормы внесения минеральных удобрений в почву, нарушениями нормы высева семян и другими причинами, то страховое возмещение не выплачивается. Об этом также составляется акт (в произвольной форме).

Страхование сельскохозяйственных животных, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям (любой организационно-правовой формы собственности) -- это страхование крупного рогатого скота, овец и коз в возрасте от 6 месяцев; лошадей, верблюдов, ослов, мулов и оленей в возрасте от 1 года; свиней, пушных зверей и кроликов в возрасте от 4 месяцев; домашней птицы яйценосных пород в возрасте от 5 месяцев, птицы в хозяйствах, специализирующихся на производстве бройлеров, в возрасте от 1 месяца; семей пчел в ульях.

На страхование не принимаются больные, истощенные животные, находящиеся в положении дородового и послеродового залеживания, а также животные, у которых при последнем исследовании на бруцеллез, туберкулез, лейкоз и другие инфекционные болезни выявлена положительная реакция, животные в тех местностях или хозяйствах, где установлен карантин по заразному заболеванию, за исключением страхования животных таких видов, которые не восприимчивы к данному заболеванию.

Возмещается ущерб вследствие гибели, падежа, вынужденного убоя, уничтожения застрахованного взрослого поголовья животных, наступивших в результате болезней, несчастных случаев и стихийных бедствий, например, в результате гололедицы и глубокого снежного покрова, а также гибели и повреждения животных от действия электрического тока, взрыва, солнечного или теплового удара, удушения (асфиксии), нападения диких зверей и бродячих собак, замерзания (переохлаждения организма, в том числе в результате ливневых дождей, необычного снегопада), отравления ядовитыми травами или веществами, укуса змей или ядовитых насекомых, а также если животное утонуло, попало под транспортное средство, упало в ущелье или погибло от других травматических повреждений и т. п. Страхование также проводится на случай вынужденного убоя (уничтожения) животных, если он произведен по распоряжению специалиста ветеринарной службы по причинам, предусмотренным условиями страхования, или в связи с мероприятиями по борьбе с инфекционными болезнями, эпизоотией или неизлечимой болезнью, исключающей возможность дальнейшего использования животного.

Страхователь возмещает только прямой ущерб (гибель, падеж или вынужденный забой животного), но не возмещает потери продукции, являющиеся косвенным ущербом.

При гибели животных в сельскохозяйственных и других предприятиях и организациях определяемый ущерб равен балансовой (инвентарной) стоимость погибших животных. Если индивидуальный учет балансовой стоимости животных не ведется, то она определяется как средняя по всем животным данного вида. Ущерб при гибели рабочих лошадей (включая спортивных), верблюдов, ослов и мулов определяется за вычетом амортизации, на остальной рабочий скот амортизация не начисляется.

При вынужденном убое крупного рогатого скота, овец, коз, свиней, лошадей, верблюдов и оленей, а также домашней птицы ущерб определяется в размере разницы между их балансовой стоимостью и суммой, полученной от реализации пригодного в пищу мяса. Стоимость такого мяса устанавливается на основании документа, выданного государственной или кооперативной организацией, которой было продано мясо. Если мясо забитого животного полностью непригодно в пищу, ущерб исчисляется, как при падеже. Полную или частичную непригодность мяса в пищу определяет ветеринарный врач (фельдшер).

При падеже или вынужденном забое пушных зверей ущерб определяется с учетом изменения стоимости шкурок в результате инфекционной болезни, стихийного бедствия или пожара. Цена реализованной шкурки устанавливается на основе представляемых хозяйством соответствующих справок заготовительной организации. При забое кроликов ущерб определяется с учетом стоимости шкурок и мяса.

Страховая сумма устанавливается по заявлению страхователя, но не более действительной стоимости животного исходя из сложившихся рыночных цен на день заключения договора или по балансовой стоимости. Специфика определения страховой суммы проявляется в том, что на сельскохозяйственных предприятиях, в кооперативных и общественных организациях животные страхуются по их балансовой (инвентарной) стоимости, а в хозяйствах граждан - исходя из установленных страховых сумм (норм). страховой сельскохозяйственный культура животный

Перед заключением договора страхования страхователь должен указать в заявлении вид животных, их возрастную группу, количество и действительную стоимость, желаемую страховую сумму. Договор страхования заключается (на срок не более года) по полному объему ответственности или по отдельным страховым рискам после предварительного осмотра животных и при условии страхования всех имеющихся у сельскохозяйственного товаропроизводителя животных данного вида и возрастной группы. Договор вступает в силу после уплаты страхователем страховой премии полностью или первой ее части, но, если взносы поступят не полностью от страховой суммы, страхователь несет ответственность в том проценте, какой составят поступившие страховые взносы к общей страховой сумме.

За животных, поступивших сельскохозяйственному товаропроизводителю в период действия договора, страховые взносы не взимаются, но в случае гибели этих животных страховое возмещение выплачивается в размере страховой суммы, обусловленной договором страхования. За животных, выбывших у сельскохозяйственного товаропроизводителя в период действия договора, страховые взносы не возвращаются, и при гибели этих животных в другом хозяйстве страховое возмещение не выплачивается.

Страхователь обязан сообщить страховщику о наступлении страхового случая в течение суток (или в иной установленный договором срок) со дня гибели, вынужденного убоя или уничтожения застрахованных животных вследствие пожара, стихийных бедствий и несчастных случаев. Страховщик после получения заявления о страховом случае обязан в течение трех дней составить страховой акт по установленной форме. Акт является основанием для выплаты страхового возмещения за погибших, павших, вынужденно убитых или уничтоженных животных в размере ущерба, но не выше страховой суммы, установленной по договору страхования данных вида и возрастной группы животных. Если же действительная стоимость животных на день страхового случая превышает страховую сумму, установленную договором страхования, размер страхового возмещения сокращается пропорционально отношению страховой суммы к действительной стоимости животных.

Страхование имущества юридических лиц

В состав имущества, подлежащего страхованию, входят:

  • здания, сооружения, объекты незавершенного капитального строительства, транспортные средства, машины, инвентарь, ТМЦ и др. имущество;
  • имущество, принятое организациями на хранение, комиссию, для переработки, ремонта, перевозки и пр.;

Страхование проводится по двум видам договоров – основному и дополнительному.

По основному договору страхуется все имущество, принадлежащее страхователю.

По дополнительному – лишь имущество, приятое на комиссию, хранение, для перевозки и т.д. Дополнительный договор может быть заключен только при наличии основного договора.

Имущество, переданное в аренду другим предприятиям, страхуется отдельно от остального имущества.

Договор страхования может быть заключен по полной стоимости имущества или по определенной доле (проценту) этой стоимости, но не менее 50% балансовой стоимости, и не ниже остатка задолженности по выданным ссудам на его возведение.

В страховании имущества приняты следующие пределы оценки его стоимости:

1) для основных фондов – балансовая стоимость, но не выше восстановительной стоимости на день их гибели;

2) для оборотных фондов – фактическая стоимость по средним рыночным, отпускным ценам и ценам собственного производства;

3) незавершенное производство – в размере фактически произведенных затрат материальных и трудовых ресурсов к моменту страхового случая.

Имущество, принятое от других организаций и населения, считается застрахованным исходя из стоимости, указанной в документах по их приему.

При страховании имущества в определенной доле, например, 50%, все объекты страхования считаются застрахованными в том же проценте от их стоимости.

Страхование имущества проводится на случай гибели или повреждения в результате страховых событий, типичных для имущественного страхования.

Сельскохозяйственное страхование - это подотрасль имущественного страхования. Сельскохозяйственные предприятия страхуют здания, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства, ловецкий суда, орудия лова, продукцию, сырье, материалы. Особенностью же сельскохозяйственного страхования является страхование урожая сельскохозяйственных культур, в т.ч. многолетних насаждений и сельскохозяйственных животных.

Страхование урожая сельскохозяйственных культур проводится на добровольной основе. Страхованию подлежат урожай сельхозкультур, в т.ч. плодово-ягодных, виноградных и др. многолетних насаждений (кроме естественных сенокосов) на случай гибели или повреждения от засухи, вымокания, вымерзания, града, бури, наводнения, неполного опыления, от болезней и вредителей растений. Урожай культур, выращиваемых в защищенном грунте может быть застрахован от аварий и пожара.



Возмещается ущерб, который выражен в уменьшении количества полученной сельхозпродукции по сравнению со средним урожаем с 1 га за последние пять лет. Размер ущерба исчисляется по закупочной цене, зафиксированной в договоре страхования. Договоры заключаются заблаговременно до начала сева или посадки и прекращаются после окончания уборки урожая.

Страховые премии исчисляются по каждой культуре (группе культур) путем умножения стоимости урожая со всей площади посева на тарифную ставку. Ставки дифференцированы по культурам и регионам.

Уплачиваются страховые взносы единовременно в размере суммы годовой премии или в рассрочку. При наступлении страхового случая страхователь в письменном виде сообщает страховщику в течение установленного срока все необходимые сведения по каждой культуре. Страховщик проверяет сообщение о гибели или повреждении урожая по данным различных организаций, ведущих наблюдения за природными явлениями и их воздействием на культуры. Устанавливает причины и обстоятельства страхового случая и составляет акт установленной формы. Если недобор урожая вызван не страховыми причинами, то страховое возмещение не выплачивается.

Страхование сельскохозяйственных животных – это

  • страхование крупного рогатого скота;
  • овец и коз в возрасте от 6 месяцев;
  • лошадей, верблюдов, ослов, мулов и оленей в возрасте от 1 года;
  • свиней, пушных зверей и кроликов в возрасте от 5 месяцев;
  • птицы в возрасте от 1 месяца, семей пчел в ульях.

Не подлежат страхованию больные и истощенные животные, как и при страховании животных, принадлежащих гражданам. Возмещается ущерб вследствие гибели, падежа, вынужденного убоя. Страховщик возмещает только прямой ущерб, но не возмещает потери продукции, являющиеся косвенным ущербом. При гибели животных ущерб равен балансовой стоимости погибших животных. Ущерб при гибели рабочих лошадей, включая спортивных, верблюдов, ослов, определяется за вычетом амортизации. На остальной рабочий скот амортизация не начисляется.

При вынужденном убое сельскохозяйственных животных ущерб определяется в размере разницы между их балансовой стоимостью и суммой, полученной от реализации пригодного в пищу мяса. При падеже или вынужденном забое пушных зверей ущерб определяется с учетом изменения стоимости шкурок в результате наступления страхового случая. Страховая сумма устанавливается по заявлению страхователя, не более действительной стоимости животного.

Специфика определения страховой суммы - на сельскохозяйственных предприятиях и в общественных организациях животные страхуются по их балансовой стоимости, а в хозяйствах граждан – исходя из установленных страховых сумм.

При заключении договора страхователь должен указать в заявлении вид животных, их возрастную группу, количество и действительную стоимость, желаемую страховую сумму.

Договор заключается на срок не более года по полному объему ответственности или по отдельным страховым рискам после предварительного осмотра животных и при условии страхования всех имеющихся животных данного вида и данной возрастной группы.

Страхователь обязан сообщить страховщику о наступлении страхового случая в течение суток. После получения заявления страховщик обязан в течение трех дней составить акт по установленной форме. Акт является основание для выплаты страхового возмещения.