Распределение реальной прибыли с помощью дифференцированного налогообложения, системы трансфертных платежей и вмешательства государства в рыночные механизмы.
Данная политика государства преследует следующие цели:
- сокращение неравенства доходов населения и повышение общего благосостояния;
- ускорение темпов экономического роста в стране;
- уменьшение количества бедного населения.
Способы перераспределения доходов
Процесс перераспределения доходов может осуществляться:- прямым методом. Денежные средства, полученные в результате налогообложения, аккумулируются в бюджете государства для дальнейшего осуществления трансфертных платежей;
- косвенным методом. Сюда относят благотворительность, льготные налоги, бесплатное медицинское обслуживание или образование, осуществление государственного контроля цен и т.д.
- трансфертные платежи — пособия для малообеспеченной части населения: инвалиды, студенты, безработные, иждивенцы, престарелые;
- управление ценами на продукцию с высокой степенью социальной важности;
- применение индексации доходов и пособий как средства защиты от инфляции путем привязки к индексу потребительских цен;
- обязательное установление минимальной заработной платы;
- прогрессивное налогообложение: увеличение эффективной налоговой ставки с ростом налогооблагаемой базы.
Негативная сторона перераспределения доходов
Такая государственная политика может не только не привести к желаемому эффекту, но и оказать негативное влияние:- процесс передачи доходов от состоятельных людей к малоимущим может выполняться «в дырявом ведре», что приведет к ухудшению благосостояния богатых, но не улучшит положение бедного слоя населения. Обязательно необходимо учитывать фактор эффективности, поскольку затраты государства на осуществление перераспределительных программ в значительной степени могут быть не оправданы;
- возникновение непредвиденных побочных эффектов. Это обуславливает необходимость учета не только мгновенной выгоды от проведения социальных программ, но и долгосрочной перспективы. Так, например, большой размер и длительность выплаты пособий по безработице или особо нуждающимся демотивирует население к труду. Это оказывает отрицательное влияние не только на экономику страны, но и на социальную атмосферу в обществе.
Чрезмерное налогообложение может привести к подрыву рыночных стимулов и глубоко деформировать рыночный механизм. Это будет способствовать замедлению экономического роста, ускорению темпов инфляции и даже ухудшению материального положения малообеспеченных слоев населения, ради которого и проводилась политика перераспределения доходов.
Каковы основные факторы производства?
Подумай : Откуда люди берут средства для удовлетворения своих потребностей? Почему в любом обществе существуют богатые и бедные? В чем польза и в чем вред экономического неравенства граждан?
Доходы граждан и прожиточный минимум. Ваше знакомство с основными источниками доходов произошло еще в 7 классе на уроке, посвященном экономике семьи. Вспомнить источники доходов вам поможет схема, представленная на с. 141.
Люди получают не только в денежном или натуральном виде (подумай, что из источников доходов, отраженных па схеме, можно отнести к денежным доходам, а что - к натуральный). Доход может представлять собой конкретные блага и льготы. Например, пенсионеры ряда городов России имеют право на бесплатный проезд и общественном транспорте. Российские школьники бесплатно обучаются в государственной школе. На многих предприятиях и в вузах можно приобрести льготные путевки в санатории, дома отдыха, молодежные лагеря.
Из различных источников складывается совокупный доход граждан и их семей.
Минимальную величину дохода, достаточную для приобретения необходимых для жизни человека товаров и услуг, характеризует два экономических термина; прожиточный минимум и потребительская корзина. Прожиточный минимум - стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека. Потребительская корзина представляет собой перечень необходимых продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг. В России в потребительскую корзину включено 35 наименовании необходимых продуктов питания, непродовольственных товаров и основных видов услуг, прежде всего жилищно-коммунальных и транспортных, В развитых странах потребительские корзины могут включать более 200 наименовании товаров и услуг.
Минимальный уровень, потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень бедности). К бедным в России официально относятся все, кто имеет доходы ниже черты бедности, т. е. ниже прожиточного минимума, соответствующего стоимости минимальной потребительской корзины. Условия и способы переходов России к рыночным отношениям в начале 90-х гг. прошлого века превратили бедность в серьезную проблему для нашей страны.
Факты: В 2001 г. доходы ниже прожиточного минимума имело 30% населения России, в 2005 г. - 18,4%. В 2007 г. число таких граждан составило 14%. В 2008 г. количество пенсионеров с уровнем дохода ниже прожиточного минимума уменьшилось более чем в 5 раз. С 2010 г. порядок определения размера пенсий стал более учитывать реальный трудовой вклад работников; размер пенсии значительно увеличился.
Неравенстве доходов. В любой стране доходы, которые получают те или иные участники экономических отношении, неравны. Один человек, к примеру, крупный собственник (как тот, которого давным-давно описал С. Я. Маршак: «владелец заводов, газет, пароходов») доходы получает очень значительные. Очевидно, что его доходы несравненно выше, чем величина прожиточного минимума. Другой человек - безработный, весь доход его составляет пособие по безработице. А это пособие далеко не во всех странах поднялось до уровня прожиточного минимума. Невелики доходы пенсионеров, многодетных семей, инвалидов.
Различаются доходы людей с различными способностями (физическими и интеллектуальными), уровнем образования и профессиональной подготовки, что определяет их возможности зарабатывать. Согласно данным Мирового банк а вероятность оказаться за чертой бедности у человека с высшим образованием намного меньше, чем у того, кто не имеет образования или имеет только начальное образование. В Польше люди с высшим образованием оказывались за чертой бедности в 9 раз реже, в Румынии - в 50 раз реже, чем люди, не имеющие образе на и пл. (Подумай, какой фактор производства влияет на эти показатели.)
Разница в заработной плате работников различных отраслей и предприятий тоже может быть достаточно ощутимой. Сравнительно невелики, к примеру, доходы работников государственных предприятий, и отраслей, финансируемый из государственного бюджета, например учителей, врачей, научных работников.
Неравенство доходов людей изначально обусловлено неодинаковой ценностью и неодинаковым объемом находящихся в их собственности факторов производства.
Чтобы понять значение терминов «ценность» и «объем» применительно к факторам производства , вспомним мудрую детскую сказку «Кот в сапогах». От он оставил в наследство трем сыновьям, как вы помните, мельницу, осла и кота. Очевидно, что капитал в форме мельницы или осла способен приносить больший доход, чем капитал к форме кота, т. е. изначально ценность различных долей наследства была неравной. А если представить, что один брат получил в наследство три мельницы, а другой только одну, станет понятно влияние объема капитала как фактора производства на величину доходов (очевидно, что три мельницы способны приносить больший доход, чем одна).
Подобным образом можно рассмотреть влияние на величину доходов объема и ценности иных факторов производства. Так, применительно к труду можно, в частности, говорить о квалифицированном труде людей со средним специальным или высшим образованием и о груде людей без специального образования. Применительно к земле как фактору производства можно, например, рассмотреть участки разной величины, разной плодородности и с разным запасом полезных ископаемых и т. п.
Но вернемся к нашей сказке. В ней есть еще одна наглядная иллюстрация причин неравенства в доходах. Как вы помните, герой сказки не съел кота и не пустил его шкуру на перчатки, хоть вначале у него и были подобные мысли. Разумное использование своей части наследства в конечном итоге сказалось на величине дохода хозяина кота. Люди используют факторы производства с разной степенью успешности, и а этом заключается еще одна причина неравенства доходов.
Заметим, что неравенство в доходах может быть связано и с не зависящими от человека различными жизненными обстоятельствами. Например, один оказался удачливым золотоискателем и нашел золотую жилу. Другому богатый родственник по завещанию оставил крупную сумму денег. Третий разорился в результате наводнения. Четвертый потерял работу и стал безработным. Пятый получил инвалидность и стал нетрудоспособным.
Экономисты изучают причины неравенства и сравнивают различия в доходах населения разных стран. В частности, они условно выстраивают различных людей в их семьи друг за другом и зависимости от величины их доходов. Первые в этом ряду 10% и последние 10% семей показывают, каковы доходы самых богатых и самых бедных граждан страны. Чем больше разрыв между ними, тем больше неравенство и, как говорят экономисты, поляризация доходов.
Факты . По данным Федеральной службы статистики, в В004 г, в России на 10%- наиболее обеспеченные россиян пришлось 29,8% общего объема денежных доходов, на долю же 10% наименее обеспеченных - всего 2% доходов. Уровень жизни 60-70% населения России различается незначительно.
На поляризацию доходов населения России оказали серьезное влияние проводимые в 90-х гг. XX в. социально-экономической реформы. Развитие рыночных отношений в экономике привело к спаду производств, закрытию большого числа предприятий. Это лишило заработка тысячи людей. Далеко не все смогли найти новую работу, в том числе и люди с высокой квалификацией. Начавшийся в последние годы умеренный подъем производства пока не обеспечивает достаточное количество рабочих мест. В то же время изменение форм, характера отношений собственности, развитие предпринимательства открыли возможность для значительного увеличения своих доходов растущему числу экономически самостоятельных граждан. Однако рост неравенства в доходах может оставить за чертой бедности многодетные семьи, семьи с одним родителем, семьи безработных, семьи пожилых людей.
Перераспределение доходов. Проблема бедности в той или иной степени касается всех стран. Но если различие в доходах становится очень большим или растет слишком быстро, возникает реальная угроза для стабильности общества. Бедные могут выйти на улицы протестовать, могут начать вооруженную борьбу, могут проголосовать на выборах за «темную» личность или партию, поддавшись соблазнительным обещаниям улучшить их положение. Обострение проблемы бедности может сказаться на росте преступности в стране.
Документ. Обратимся к фрагменту из книги по отечественной истории Л. П. Бущика:
«Вступив на престол еще совсем молодым, царь Алексей Михайлович вначале мало занимался государственными делами. Управление взял в свои руки его воспитатель - богатый и предприимчивый боярин Б. И. Морозов. В поисках средств для пополнения царской казны Морозов сократил жалованье стрельцам и занимавшим низкие посты служивым людям. Одновременно были введены новые налоги и повинности, бремя которых легло преимущественно на крестьян, ремесленников, городскую бедноту, мелких торговцев.
Летом 1648 г. восстание вспыхнуло в Москве ... Восставшее население столицы ворвалось в Кремль. Начался разгром дворов Морозова, его родственников и лиц, которых восставшие считали виновниками своих бедствий. В течение нескольких дней Москва находилась во власти восставших».
Правительства большинства стран, озабоченные поддержанием социального мира и политической стабильности, осуществляют меры по смягчению различий в доходах населения и обеспечению своим гражданам достойного уровня жизни.
Идея перераспределить доходы путем изъятия их части у богатых и передачи бедным не раз возникала и в древности, и в Средневековье. Вероятно, из уроках истории вы слышали о легендарном Робине Гуде - герое средневековых английских народных баллад, предводителей лесных разбойников, которым, борясь за справедливость, грабил богатых рыцарей и священников, отдавая добытое беднякам.
В наше время в развитых странах мира создай государственный механизм регулирования неравенства доходов. Он заключается, во-первых, во взимании налогов с производителей (фирм) и с личных доходов граждан. (Вспомним что ты узнал о налогообложении па предыдущего параграфа.) И даже если размер подоходного налога не зависит от величины дохода отдельных граждан (как. например, в сегодняшней России), сумма изымаемого налога все равно тем больше, чем больше сам доход. (Вспомни, каким еще образом, кроме налогообложения, государство получает свои доходы.) Во-вторых, происходит передача части полученных доходов государства беднейшим группам населения. Для этого создаются различные социальные фонды (например, пенсионный фонд) и разрабатываются программы социальной поддержки населения.
Государство за счет своих средств стремится снизить разницу в доходах различных групп населения и обеспечить социальную защиту малоимущих.
В то жее время государственные выплаты, получаемые людьми в течение длительного срока, не должны снижать стремления людей работать и уверенности в том. что только так можно обеспечить себе и своим близким достойное существование.
Так каковы же целесообразные меры государственной политики, направленной на перераспределение доходов? Попробуем рассмотреть основные из них.
Экономические меры социальной поддержки населения . Помощь социально незащищенным группам населения государство осуществляет прежде всего через социальные; выплаты и социальное обслуживание. Программы социальной помощи предполагают безвозмездные выплаты стипендий, пенсий, пособий нуждающимся. Люди, получающие такие выплаты, не должны ничего предоставлять государству в качестве компенсации потраченных на них средств.
Социальные выплаты включают также систему льгот для особо ну ж дающихся групп населения. Например, предоставление возможности приобрести часть товаров и услуг бесплатно или по сниженным ценам. Во многих странах бедные семьи получают компенсации на содержание своего жилья (в зависимости от занимаемой площади и доходов).
В России граждане, достигшие пенсионного возраста, получают пенсию по старости (мужчины - с 60 лет, жен- шины - с 55 лет). Существуют также пенсии по инвалидности, за выслугу лет и др. Некоторые категории населении получают льготы, например, на проезд в транспорте, приобретение лекарств, оплату коммунальных услуг.
Социальное обслуживание на дому пли в специальных учреждениях получают инвалиды, престарелые, многодетные семьи, беженцы, беспризорные.
Другой мерой является помощь малоимущим гражданам в увеличении заработанных ими средств. Почти во всех странах государство регулирует заработную плату. С помощью закона оно устанавливает минимальный размер оплаты труда - ее низшую величину на предприятиях любой формы собственности. Кроме того, закон определяет ряд надбавок к заработной плате (например, за сверхурочные работы, за работу в выходные и праздничные дни), а также устанавливает условия ее изменения в связи с ростом цен. Помимо этого, государство стремится обеспечивать льготные условии для ведения малого и среднего бизнеса, в том числе семейного, оказывает поддержку предприятий, на которых работают инвалиды, молодежь .
Отдельное внимание уделяется помощи безработным. Она включает материальные выплаты: компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий (выходные пособия), и пособия по безработице. Помимо этого, государство предпринимает разнообразные меры по повышению занятости.
Государство определяет формы, размеры, условия и сроки выплаты пособий. Например, если безработный сказывается без оснований от предложений подходящей работы, то выплата пособия по безработице может быть приостановлена или прекращена. Если работник увольняется за нарушение трудовой дисциплины, то он не пол у част выходного пособия, Б го же время особо нуждающимся безработным (1 их семьям (например, семьям, в которых есть дети) могут выплачиваться дотации на оплату жилья, коммунальных услуг, общественного транспорта, услуг здравоохранении и общественного питания. Пособия и субсидии учитывают доходы людей и носят адресный характер .
Проводимое государством перераспределение доходов повышает массовое потребление, О потреблении как сфере экономической жизни речь пойдет в следующем параграфе.
Проверь себя
1. Каковы источники доходов населения?
2. В чем причины неравенства людей в получаемых ими доходах?
3. Почему нельзя устранить неравенство в доходах?
4. Зачем людям нужна социальная поддержка государства ? Какие экономические меры она включает?
5. Почему социальные программы государства носят адресный характер?
В классе и дома
1. Семья Афониных состоит из шести человек. Бабушке 65 лет. она пенсионерка. Афонину Сергею 40 лет, он работает экономистом в банке. Его жене 36 лет, она учитель школы, но сейчас не работает. Полгода назад у них родился третий ребенок, и мама ухаживает за ним. Старший сын Афониных уже студент-первокурсник. А их дочка - ученица б класса. Охарактеризуйте возможные доходы этой семьи.
2. Можно ли утверждать, что определенная разница в доходах людей справедлива? Поясни свой ответ.
3. Подбери материал из газет и сообщений других СМИ, характеризующими различные меры, предпринимаемые государством для решения проблемы бедности в нашей стране, в частности на территории твоей республики, края, области. Обсуди их с одноклассниками.
4. Существует такое выражение: «Бесплатных завтраков не бывает». Опираясь на текст параграфа, объясни, как удается государству осуществлять безвозмездные выплаты нуждающимся людям.
Почему необходимо перераспределение?
Рассматривая проблему неравенства под различными углами зрения, можно выделить несколько аргументов в пользу его снижения и, следовательно, перераспределения доходов в обществе. Говоря о неравенстве с позиций экономики благосостояния, следует отметить возможную взаимосвязь между социальным неравенством и размером общественного благосостояния. При определенных предположениях о функции общественного благосостояния (аддитивность; убывающая предельная полезность по доходу; индивидуальные функции полезности одинаковы и ставят полезность в зависимость только от дохода индивида) она достигает своего максимума в условиях полного равенства (см. лекцию 20). Поэтому любое снижение неравенства, вызванное перераспределением дохода, приводит к росту общественного благосостояния. Такое перераспределение дохода в полной мере отвечает реализации принципа максимина, положенного в основу функции общественного благосостояния Дж. Роулза. При других допущениях (неаддитивность, различие в индивидуальных функциях полезности) повышение благосостояния может потребовать неравенства доходов. перераспределение доход трансферт
Второй аргумент в пользу перераспределения доходов в обществе носит макроэкономический характер - это существование определенной взаимосвязи между уровнем социального неравенства и темпами экономического роста. По сути, этот аргумент несколько противоречив и используется и сторонниками, и противниками процессов перераспределения. С одной стороны, чем менее интенсивный характер носят перераспределительные процессы, тем сильнее стимулирование индивидов к производительному труду, которое проявляется в возможности получения ими высоких реальных доходов. В этом смысле неравенство - это цена, которую общество вынуждено платить за эффективную экономическую систему и стабильный экономический рост.
Однако слишком высокий уровень неравенства приводит, напротив, к снижению экономического роста в стране (т. е. между неравенством и темпами экономического роста существует взаимосвязь в форме выпуклой вверх параболы - с ростом неравенства происходит увеличение темпов экономического роста только до определенного уровня, начиная с которого при дальнейшем увеличении неравенства темпы экономического роста снижаются). Поэтому целесообразно регулировать неравенство путем проведения политики перераспределения и не допускать слишком высокий его уровень. Третья причина связана, пожалуй, с наиболее ярким проявлением неравенства - с проблемой бедности. Бедность существует в любой стране, независимо от достигнутого в ней уровня жизни. К бедным относят людей, которые не имеют возможности жить в соответствии с минимально необходимыми стандартами, принятыми в данной стране. Вследствие этого они лишены также возможности в полной мере использовать все права и привилегии, гарантированные гражданам этой страны. Для бедных слоев населения характерны низкие уровень и качество жизни, высокая смертность (в том числе детская); значительная часть правонарушений также совершается представителями бедного населения. Ввиду этих соображений, а также в соответствии с принципами социальной справедливости и общепринятыми нормами в демократическом государстве снижение размеров бедности является одной из целей государства, реализация которой осуществляется с помощью политики перераспределения доходов. Механизмы перераспределения доходов достаточно разнообразны, и применение того или иного механизма зависит от существующего в стране уровня неравенства, его структуры, причин, а также специфики целей и задач политики по снижению неравенства. Поэтому, прежде чем ставить задачу перераспределения доходов, нужно понять, что такое неравенство и как оно может быть оценено (измерено).
Возникает естественный вопрос, почему победила позиция противников НЭПа, несмотря на то, что его итоги были весьма благоприятными. За 1921- 1927 гг. промышленное производство выросло почти в 6 раз, сельское хозяйство приблизилось к довоенному уровню, постепенно повышался жизненный уровень основной массы населения. Однако развитие при НЭПе сопровождалось серьёзными противоречиями. Руководство страны не смогло найти тот баланс интересов различных слоев населения, который позволял бы обеспечить развитие на базе НЭПа. Прежде всего рыночные процессы неизбежно вели к усилению дифференциации материального положения как различных групп населения, так и разных отраслей и предприятий. Нужен был такой механизм перераспределения доходов , который не подрывал бы стимулы к труду. Его созданию препятствовало представление о неизбежности борьбы государственного и частного секторов экономики и необходимости ограничения административными методами роста последнего. Далее, осуществление индустриализации было связано с перераспределением средств из сельского хозяйства в промышленность. Выбор в пользу нереальных темпов вызывал нарушение рыночного равновесия , что влекло за собой дальнейшее вмешательство в рыночный механизм . Наконец, отказ разрешить деятельность других партий, который сам по себе ещё не препятствовал становлению рыночной
Но почему мы должны больше касаться неравенства, связанного с обеспечением общественными благами (и налоговыми ставками) на местном уровне, а не говорить о неравенстве в общем Являются или необходимыми специальные федеральные программы, направленные на сокращение этого особого вида неравенства Если мы хотим большего перераспределения, почему бы просто не ввести более прогрессивный налог , дав затем людям возможность выбрать, как потратить их деньги Если они хотят жить в общинах, которые тратят больше или меньше на местные общественные блага , почему не позволить им это Вопросы аналогичны тем, которые возникли в предшествующих главах, касающихся того, следует ли государству проводить особую политику, направленную на сокращение степени неравенства в доступе к специфическим товарам, таким как медицина, питание и жилье.
Однако при знакомстве с теорией Д. Рикардо возникает еще один любопытный вопрос если рост бюджетного дефицита должен привести в будущем к увеличению налогов (как это и происходит на самом деле), почему население игнорирует необходимость увеличения сбережений, чтобы подготовиться к такой ситуации Один из возможных ответов состоит в том, что население склонно к принятию слишком близоруких решений, не учитывающих всех хитросплетений государственной политики . Согласно другому мнению, люди просто надеются, что новые налоги придется платить не им, а их потомкам. В любом случае многие экономисты подчеркивают, что перераспределение налогового бремени между разными поколениями было и остается важным аспектом бюджетной политики государства.
Так, при упоминании категории налог в сознании возникает представление о неком движении стоимости в денежном выражении безотносительно какой бы то ни было формы от субъекта, ее создавшего, в пользу правителя или государства. Иными словами, упоминание о налоге вызывает в сознании образ перемещающихся денег из частного пользования в государственное. Но этого явно недостаточно, чтобы управлять этим движением. Следует углубиться в смысл этого движения и понять, как и почему оно происходит, с чего начинается и чем заканчивается, к каким результатам приводит. Это движение есть не что иное, как распределительные и перераспределительные отношения. Они объективны, ибо продиктованы жизненной необходимостью. Вот именно это движение олицетворяют экономическая категория налог и организационно-экономическая категория налогообложение. Следовательно, обращаясь к изучению первооснов налоговых отношений, наука исследует глубинные закономерности воспроизводства и распределения. В этом случае налогообложение как общественно необходимый процесс представляет собой совокупность экономико-правовых отношений, формирующихся при перераспределении части созданной в производстве стоимости сугубо в общественных целях. Но распределить можно только то, что создано в производстве. Именно эту закономерность констатирует наука о всеобщей экономической категории распределения финансы, включающая в себя частные категории налог и налогообложение.
Почему вы должны пытаться определить отправную точку даже такого долгосрочного тренда Мало людей, если таковые вообще имеются, фактически торгуют на таких моделях. Разве что долгосрочные инвесторы , типа поколения демографического взрыва , у которых их пенсионные сбережения заперты в 401 (k) планы17. Если происходит крах рынка на 90%, или даже на 60 процентов, то некое главное перераспределение активов становится необходимым, и скоро. Долгосрочный подсчет дает вам набор предположений, помогающих определять ценовые риски.