Политическое развитие экономика развитого социализма. Преобразования в сельском хозяйстве

Задание 1

Используя материалы учебника и Интернета, раскройте основные направления аграрной реформы 1965 г. Какие меры вы считаете наиболее важными?

1. Повышение эффективности сельского хозяйства.

2. Списание долгов колхозам и совхозам.

3. Повышались закупочные цены, устанавливался на 10 лет твердый план закупок, предусматривалась 50%-ная надбавка на закупку зерна сверх нормы.(наиболее важно)

4. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.(наиболее важно)

5. Увеличение капиталовложений.

6. Химизация и мелиорация почвы.

7. Введение стабильных денежных окладов в колхозе.

Задание 2

Проанализируйте материалы учебника и Интернета и напишите об основных направлениях реформы промышленности 1965 г. Ответьте на вопросы.

1. Какие из предпринятых мер вы считаете наиболее значимыми для роста промышленного производства? Почему?

2. Существовали ли внутренние противоречия замысла реформы?

3. Почему многие экономисты и историки считают реформу 1965 г. наиболее радикальной из всех проведённых при советской власти?

4. В чём состояли внутри- и внешнеполитические предпосылки свёртывания реформы 1965 г.?

5. Кто в высшем политическом руководстве СССР выступал за экономическую реформу 1965 г. и кто против неё? Почему?

1. Сокращение до минимума числа планируемых показателей, потому что это должно было стимулировать выпуск качественной продукции. Оставление в распоряжении предприятия части прибыли, что помогала предприятиям модернизироваться и развиваться.

2. Существовали. Предприятиям в определенной степени предоставлялась свобода действий, однако, продолжал осуществляться жесткий контроль за их деятельностью.

3. Из-за предоставления самостоятельности предприятиям в распоряжении частью своего дохода, разрешения корректировать плановые показатели.

4. Внутренние: рост цен, дефицит товаров, материальное стимулирование работников, износ и моральное старение оборудование, снижение удельного веса трудоспособного населения, снижение традиционной сырьевой базы удорожание добычи полезных ископаемых; сама модель экономики, отвергавшая все новое, исчерпала себя. Внешние – увеличение импорта, изменение общественно-политической ситуации в «социалистическом лагере».

5. Подержали: Е.Г. Либерман, экономисты В.С. Немчинов, С.Г. Струмилин, эксперты Госплана СССР, руководители предприятий и др. Против: Н.В. Подгорный (консерватор).

Задание 3

1. Какими объективными причинами руководство страны объясняло уменьшение темпов экономического роста?

2. Какие причины такого положения дел вы можете назвать?

1. Износ и моральное старение оборудование, снижение удельного веса трудоспособного населения, снижение традиционной сырьевой базы удорожание добычи полезных ископаемых.

2. Непоследовательность и противоречивость принимаемых решений, их половинчатость – изменения в экономике не были связаны с демократизацией общества. Ставка на количество привела к тому, что предприятия быстро подстраивались под количественные показатели: показатель в рублях – выпуск более дорогостоящей продукции, показатель в весе – выпуск более массивных изделий.

Задание 4

Вручную работали

Жилищное строительство

1966 -1970 гг. 1981 -1985 гг.

Построено квартир

1960 г. 1984 г.

2 млн 2 млн

Доля машин и оборудования

Доля нефти и газа 1960 г.

Доля фонда заработной платы в национальном доходе. 1985 г.

Чем вы можете объяснить серьёзную техническую отсталость СССР?

1. Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на рост строительных мощностей, СССР в 1984 г. построил столько же квартир, сколько в 1960 г.?

2. Прокомментируйте изменение структуры экспорта из СССР. Чем это можно объяснить?

3. Чем можно объяснить приведённые данные о доле фонда заработной платы в национальном доходе СССР и других стран? Как они согласуются с заявлениями Н. С. Хрущёва о построении к 1980 г. коммунизма в СССР и шестикратном превышении промышленного производства по сравнению с США?

1. Потому что финансирование социальных программ было сокращено. Деньги были направлены в экономику.

2. Отсутствие развитых наукоемких отраслей и выпуск трудоемкой продукции, от которой на Западе отошли.

3. В СССР были сокращены социальные программы, процесс производства был трудоемким. Не развивались наукоемкие отрасли промышленности. СССР стала значительно отставать от ведущих мировых держав.

Задание 5

Заполните пропуски.

1. Из «брежневских» пятилеток наиболее удачной была восьмая пятилетка, так как именно в это время объем промышленного производства вырос в полтора раза.

2. Крупнейшими новостройками 8-й пятилетки были Волжский автозавод в Тольятти, Западно-Сибирский металлургический комбинат и Карагандинский металлургический комбинат. Братская, Красноярская и Саратовская гидроэлектростанции, Приднепровская ГРЭС.

3. Крупнейшими новостройками 9-й пятилетки были Оренбургский газоперерабатывающий завод; Четыре энергоблока Ириклинской ГРЭС; Капчагайская ГЭС и Ермаковская ГРЭС.

4. Крупнейшими новостройками 10-й пятилетки были Усть-Илимская ГЭС

Камский автозавод.

5. Главными причинами замедления темпов экономического роста СССР в 1970-е гг. были: исчерпание экстенсивных факторов развития, социальные программы 70-х гг., дотирование предприятий, затратная программа развития вооруженных сил и развития Дальнего Востока и Сибири, кредиты СССР странам тертьего мира.

Задание 6

Найдите в Интернете информацию о проекте по перераспределению части стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию. Чем можно объяснить постановку такой задачи? К каким экономическим и экологическим последствиям могла привести реализация данного проекта?

Для улучшения орошения земель и повышения их производительности. Экономические последствия: большие капиталовложения в постройку каналов и станций, при благоприятном исходе – повышение урожайности земель. Экологические последствия: заболачивание земель, дефицит воды, исчезновение водных систем.

Ответь на вопрос теста Какие признаки характеризуют политическую систему СССР в 1970-е- середине 80-х гг.? 1) отсутствие жёсткого идеологического контроля в обществе 2) осуществление на практике принципа разделения властей 3) отказ от критики культа личности Сталина 4) рост и укрепление бюрократического аппарата - Какие ещё признаки политической системы в 1970-е- середине 80-х гг.? вы можете назвать? Правозащитное движение? (р.т.2)


Ответь на вопрос теста В «брежневской» Конституции, в отличии от «сталинской» 1) содержался перечень основных прав советских граждан 2) СССР объявлялся государством диктатуры пролетариата 3) закреплялась руководящая роль КПСС в советском обществе 4) закреплялось федеративное устройство страны Какие ещё черты «брежневской» Конституции вы можете назвать. Почему многие статьи Конституции только провозглашались?








§ 44 (повторить), понятия, даты знакомство с § 46,вопросы () -продумать Р.т.(1-5) – письменно, Задание на урок.






Основные положения реформы (р.т.2) 1) повышались закупочные цены(20%) 2) устанавливался на 10 лет твёрдый план государственных закупок 3) вводилась 50% надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов 4) увеличивались капиталовложения(30%бюджетных средств) 5) были ослаблены ограничения на личное подсобное хозяйство.


Почему аграрная реформа не дала необходимых результатов?(у) 1. Власть по-прежнему делала акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства., которое должно планировать и руководить аграрным сектором.


Аграрная реформа (у). 2. Огромные средства тратились крайне неэффективно. Почему? Часть расходовалась на строительство гигантских комплексов, часть – непродуманную мелиорацию и химизацию почвы.


Почему аграрная реформа не дала необходимых результатов?(у) 3. Главное все изменения не затрагивали принципиальных основ колхозной системы - отношений собственности, подлинной заинтересованности колхозников в результатах труда не было.


Итоги: Введение стабильных денежных окладов колхозников обернулось ростом иждивенческих настроений. Убыточная деятельность большинства колхозов и совхозов Сокращение пашни на 25 млн.га Страна, обладавшая богатейшими залежами чернозёмных земель, стала самым крупным импортёром зерна и продуктов питания.


Экономическая реформа 1965 г. – «Косыгинская реформа».(р.т) Наследие Хрущева: Ликвидировано деление органов по отраслевому принципу Отменены совнархозы и восстановлены министерства Изменена система планирования при расширении прав предприятий Отменены многие хрущевские «нововведения» Стимулирование труда Введение экономических методов хозяйствования Хозрасчёт Учитывалась местная инициатива гг. – Восьмая пятилетка – наилучшие показатели развития страны в Советский период


Меры в промышленности (р.т.3) Восстановление отраслевого управления (восстановление министерств); Перевод предприятий на хозрасчет (самоокупаемость); Главное. Изменение условий планирование – 1) выполнение плана выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции; 2) Сокращение количества отчетных показателей. Наряду с сохранением жёстких нормативов по объёму продукции, вводились новые показатели качества продукции


Существовали ли внутренние противоречия замысла реформы?(р.т.3-2) Сентябрьская реформа 1965 г. пыталась ввести в действие материальные стимулы, т.е. командно- административное регулирование дополнить экономическим, тем самым совершенствовать хозяйственный механизм. Цель- усилить заинтересованность предприятий в перевыполнение плановых заданий.










Результаты в промышленности Сначала реформа дала немалый результат, с 1966 – 1970 гг. Но уже к концу 1960-х реформа, притом, что ее никто не отменял, пошла на убыль. Докажите (р.т.4) Какими объективными причинами руководство страны падение темпов экономического роста? (р.т.4-1) (у. 288)




Причины свертывание реформы Противодействие преобразованиям со стороны высшей номенклатуры (господствующий слой руководства партией и страной) (учебник 289) Противоречие идеологическим установкам; Непоследовательность и не комплексность самой реформы. « Косыгинская реформа » не сумела предотвратить появления к концу 60-х гг. негативных тенденций в советской экономике.








Научно – технический прогресс (р.т.5) В 1960-е гг.советская наука добилась огромных успехов, особенно в областях, связанных с обороной. Активно осваивался космос. Началось использование нового космического корабля «Союз», была создана орбитальная станция «Салют», «Луна -9» в 1966 г. впервые совершила мягкую посадку на поверхность Луны, «Луна-16»доставила на Землю образцы лунного грунта, «Луноход-1» совершил поход по лунной поверхности. В 1975 г.состоялся полет по программе «Союз-Аполлон».


В 1965 г.был создан транспортный самолет «Антей». В 1975 г. началась эксплуатация сверхзвукового пассажирского самолета ТУ В 1976 г. появился 1-й советский «аэробус»-Ил-86. В 1975 г. начался выпуск карьерных самосвалов БЕЛАЗ-110.


Социальная политика(р.т.5- 2) За 20 лет число горожан выросло со 130 до 180 млн. чел. численность жителей села снизилась со 105 до 96 млн. чел. В Нечерноземье села пришли в запустение. Число лиц с высшим и средним образованием составляло 70%. Резко обострился жилищный вопрос,в республиках средней Азии появилась скрытая безработица. По продолжительности жизни СССР занимал 35-е место в мире, а по детской смертности- 50. Нехватка продовольствия привела к введению в ряде районов страны карточной системы.



Хозяйственный « застой ». Факты. 1. Советская экономика оставалась по преимуществу на индустриальной стадии, в то время как экономика ряда стран мира поднялась на стадию научно-индустриальную 2. С 1970-х годов началось снижение основных экономических показателей: темпов прироста национального дохода, роста производительности труда. 3. Свёртывание социальных программ в 1980-е гг., финансирование социальной сферы по остаточному принципу. 4. Удельный вес отраслей, определяющих научно-технический прогресс в народном хозяйстве (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.) был значительно ниже, чем в индустриально- развитых странах. 5. К 1985 г. в СССР было несколько десятков тысяч компьютеров и ЭВМ (в то время как в США – 1, 5 млн новейших ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров) 6. К началу 80-х г. в СССР продолжали работать вручную 40% промышленных рабочих, 75% работников сельского хозяйства.


Хозяйственный « застой » Усиление гонки вооружений Хронический дефицит промышленных и продовольственных товаров Импорт зерна и продовольствия Экспорт топлива и полезных ископаемых Добывающий и топливно-энергетический, ВПК становятся приоритетом развития промышленности

Открытый урок по теме:

« Экономика «Развитого социализма»

учителя МОУ «СОШ «ЛЦО» Всеволожского района Ленинградской области

Варава Ирины Михайловны

Класс: 9-а 19.02.2014

Предмет: история

Цели урока:

Раскрыть главные результаты экономического развития СССР в 1965-1985гг. Подвести учащихся к пониманию причин наступающего экономического кризиса в СССР

Развивать познавательный интерес к предмету через использование информационных технологий и цифровых ресурсов.

Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы.

Тип урока: Проблемный

Форма проведения: занятие с использованием ПК, I-Pad и мультимедийного учебника “История России. ХХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. М.2010.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, поисковый, исследовательский.

На уроке формируются компетенции:

  • информационные,
  • учебно-познавательные,
  • коммуникативная,
  • ценностно-смысловая.

Учебное оборудование: ПК,I -Pad, учебник, мульитимедийный учебник (диск № 4),

Основные даты:

март 1965 г. - провозглашение на Пленуме ЦК КПСС реформы аграрного сектора экономики;

сентябрь 1965 г. - принятие Пленумом ЦК КПСС основных направлений реформы промышленности;

1979 г. - реформа хозяйственного механизма.

Термины:

*Товарный голод

*Экономический застой

*Дефицитная экономика

*Экстенсивное развитие

*Интенсивное развитие

Ход урока.

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку;

Постановка целей и задач урока.

II. Проверка знаний

Использование I Pad для тестирования по теме: «Консервация политического режима»- 2 чел

Индивидуальное задание по I-Pad «Анализ документов»-1 чел

У доски: -Перечислить основные противоречия политического режима 1965-1985 -1челг(письмен)

Устно: Охарактеризовать основные статьи Конституции «Развитого социализма»-1чел

Фронтально с классом:

Вопросы:

  1. Почему период 1965-1985 гг. называют золотым веком номенклатуры.
  2. Какие новые черты в общественно-политическом развитии проявились в этот период?
  3. Какие пути реформирования экономики предлагались в 50-60 гг.
  4. Оцените реформу сельского хозяйства, предпринятую Хрущевым. Покажите ее положительные и отрицательные стороны. Чем можно объяснить улучшение во второй половине 50-х гг. и ухудшение в начале 60-х гг. снабжения населения продовольствием? С какими политическими решениями это было связано?
  5. Что нового появилось в развитии промышленности при Хрущеве?
  6. В чем заключалась противоречивость и ограниченность экономических реформ Хрущева?

III. Изучение нового материала

  1. Аграрная реформа 1965г и ее итоги
  2. Содержание и итоги экономической реформы в промышленности.

3. Научно- технический прогресс.

4. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).

(Рассказ учителя с опорой на тематическую презентацию)

Цель реформы:

1) изменение условий планирования и усиления экономического стимулирования;

2) преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки:

  • рост капиталовложений и незавершенного строительства;
  • массовое производство изделий, не находивших сбыта;
  • несоответствие роста производительности труда более быстрому росту заработной платы;
  • нарастание бумаготворчества.

Проблемное задание . Что собой представляла советская экономика в 1965-1985 гг.: расцвет или застой? Объясните свою точку зрения.

Сущность и основные направления реформы.

Работа с содержание реформ по вариантам:

Фронтальное подведение итогов по вариантам

2 чел- эксперты (числа сильных уч-ся) работают индивидуально с I Pad и дополнительными материалами из Интернета над таблицей:

« Объективные и субъективные причины экономического застоя в 1965-1985г»

Работа с материалами компьютерного учебника: CD-4.

Ход и итоги реформы в сельском хозяйстве

В ходе изучения видеоряда медиаучебника учащимся предлагается выписать в тетрадь основные направления аграрной реформы:

1. Решение социальных проблем села.

2. Частичное использование экономических стимулов к труду:

а) повышение закупочных цен,

б) установление на 6 лет твердого плана государственных закупок,

в) введение 50%-ой надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов,

г) увеличение капиталовложений в сельское хозяйство.

3. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.

Проверка выполнения задания.

1.В чем причины такой низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях в сельское хозяйство?

2.С учетом предыдущего исторического опыта (в том числе советского периода) укажите рычаги, которые могли бы в значительной степени повысить рентабельность аграрного производства.

3.Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на огромные, постоянно увеличивавшиеся ассигнования на развитие сельского хозяйства, в стране год от года нарастал дефицит продовольствия?

4.Каким образом власти пытались решить проблему нехватки продовольственных товаров?

Ход и итоги реформы в промышленности

При рассмотрении вопросов реформы в области промышленности следует обратить особое внимание учеников на поиск внутренних противоречий в реформе 1965 г.

В ходе просмотра учащимся предлагается выписать основные направления реформы:

  • изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования;
  • введение и новых показателей, призванных обеспечить ее качество;
  • сокращение до минимума числа планируемых показателей, наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции;
  • разрешение оставлять в распоряжении предприятий части доходов, которая делилась на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства;
  • восстановление управления промышленностью через отраслевые министерства;
  • сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Право корректировки утвержденных планов предоставлялось самим предприятиям.

(Проверка выполнения задания.)

Работа с диаграммой с.300 учебника. Задание: Проанализируйте диаграмму. Какие особенности развития страны в 1965-1985гг. она позволяет установить?

Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического развития, в %

Далее, в ходе беседы с учащимися, выделяются основные причины свертывания экономической реформы 1965 г.и заполняется таблица «Объективные и субъективные причины свертывания экономической реформы 1965 г.»:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИТОГОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ЭКСПЕРТОВ

После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: каковы причины падения темпов экономического роста страны? Какие из них вы считаете основными? Почему?

Научно-технический прогресс.

В какую стадию развития вступил в начале 70-х годов Запад?

Охарактеризуйте постиндустриальное общество.

Назовите установку XXIV съезда КПСС об НТП.

Как на деле происходило соединение достижений НТП с преимуществами социализма?

Укажите положительные тенденции в это время.

Какие недостатки имели место быть в СССР в 70-80-х годах?

Почему к 80-м годам ситуация обострилась? Сделайте оценочный вывод.

Анализ социальной политики.

После просмотра видеоряда медиаучебника учащимся предлагается ответить на вопросы:

Докажите, что жизнь советских людей в 70-е годы относительно улучшилась.

В чем причины улучшения жизни?

Как и почему изменилась ситуация к 80-м годам?

За счет чего могли поддерживать имидж великой державы?

IV. Закрепление.

Проводится по материалам тестового контроля медиаучебника

Выполнение проблемного задания.

V. Домашнее задание: § 44.

VI. Подведение итогов урока.

План: Аграрная реформа 1965г и ее итоги Содержание и итоги экономической реформы в промышленности. 3. Научно- технический прогресс. 4. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).

Основные понятия: Товарный голод Экономический застой Дефицитная экономика Экстенсивное развитие Интенсивное развитие

Л. И. Брежнев А. Н. Косыгин Лидеры реформ

Основные даты: Март 1965 года – аграрная реформа Сентябрь 1965 года – реформа в промышленности 1979 – реформа хозяйственного механизма

Результаты сворачивания реформ На основе анализа диаграмм определите результаты сворачивания реформ 1965 г. Национальный доход Промышленной производство Сельскохозяйственное производство Производительность труда Реальные доходы на душу населения %

Результаты сворачивания реформ %

Вывод урока: Период 70-х – первой половины 80-х годов – социально-экономический застой в стране, характеризующийся: Развитием экономики по экстенсивному пути Усилением централизованного управления Возвратом к количественным показателям, а не качественным

Домашнее задание: § 44 + ТЕТРАДЬ ДОП. ЗАДАНИЯ: Составьте презентацию

Шпаргалка по истории экономики Энговатова Ольга Анатольевна

73. ЭКОНОМИКА РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА. ПОИСКИ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ. РЕФОРМЫ 1960-1970-Х ГГ.: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, МЕТОДЫ И ИТОГИ

Кризис политической системы СССР в середине 1960 – середине 1980-х гг. Смена партийного и государственного руководства в октябре 1964 г. означала и смену политического курса.

Экономическое развитие страны настоятельно требовало максимально быстрой разработки и внедрения в производство достижений науки и техники, новейших технологий. Однако это было невозможно при сохранении отжившего хозяйственного механизма и партийно-государственной системы управления экономикой. После хрущевской «оттепели» наступил застой в развитии духовной сферы в первую очередь в литературе и искусстве. Устав от хрущевских реорганизаций и управленческих экспериментов, аппарат в качестве главного своего лозунга выдвинул идею «стабильности кадров», что в большинстве случаев означало пожизненность номенклатурных постов, вело к безнаказанности руководителей, расцвету коррупции, разрыву между словом и делом.

С устранением Н. С. Хрущева возросла роль армейского руководства и органов безопасности. С приходом к власти Л. И. Брежнева увеличилось финансирование оборонных программ.

Принятая 7 октября 1977 г. Конституция (четвертый за 60 лет советской власти основной закон) делала акцент на идее достижения социальной и национальной однородности общества (впервые в качестве социальной базы советской власти наряду с рабочим классом и колхозным крестьянством была названа также народная интеллигенция; говорилось о «новой социальной и интернациональной общности» – советском народе, о едином народно-хозяйственном комплексе СССР и др.).

В марте 1965 г. было объявлено о реформировании сельского хозяйства. Уже в 1970 г. совокупная рентабельность совхозного производства составила 22 %, а колхозного – 34 %. Однако, опираясь в ходе этой реформы исключительно на административные рычаги, власть по-прежнему делала главный акцент на повышении роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрным сектором, а также на увеличении капиталовложений на списании долгов колхозов. Огромные средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства, использовались крайне неэффективно. В результате за 25 лет (1964–1988 гг.) освоенная пашня сократилась на 22 млн га. Потери сельскохозяйственной продукции составляли от 20 до 40 % от урожая. Страна, обладавшая самыми богатыми в мире черноземными почвами, оказалась самым крупным импортером зерна и продуктов питания. Становилось все более очевидным, что для решения продовольственной проблемы необходимо идти на решительное развитие экономических стимулов к труду.

В сентябре 1965 г. партийное руководство объявило о реформе промышленности. Несмотря на то что и она не покушалась на основы директивной экономики, это была наиболее радикальная реформа за все годы советской власти. Однако уже к концу 1960-х гг. реформа, при том что ее никто не отменял, пошла на убыль. А вместе с тем поползли вниз и плановые показатели. Смена хозяйственного механизма оставалась жизненно важной проблемой.

Из книги Нет мотива - нет работы. Мотивация у нас и у них автора Снежинская Марина

10.1. Цели, принципы, функции и методы управления Менеджмент – это целостная управленческая система, направленная на обеспечение оптимальной согласованности действий членов коллектива для достижения стоящих перед ними целей . Управление имеет особое общественное

Из книги История экономики: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

Леция 8. Экономика «государственного социализма» 8.1. Экономическое развитие СССР в предвоенный период «Великий перелом» конца 20-начала 30-х гг. привел к формированию в СССР особой социально-экономической системы, получившей название «государственного

Из книги Банковское дело: шпаргалка автора Шевчук Денис Александрович

Тема 47. Сущность, цели и методы финсового анализа (ФА) ФА – метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчётности. ФА – это способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера. Содержание и

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

45. Советская экономика в эпоху «развитого социализма» (1965–1985 гг.) После отстранения Н. С. Хрущева от власти пост Генерального секретаря ЦК занял Л. И. Брежнев, бывший к тому времени уже достаточно опытным аппаратчиком и незаурядным политиком. К 1965 г. председателем Совета

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

46. Реформы конца 1960-1970-х гг.: сущность, методы, цели и итоги В 1960–1970 гг. в экономике СССР произошли существенные изменения. Правительство предприняло попытку провести масштабные экономические реформы. Модель будущих реформ была проработана еще при Н.С. Хрущеве, но

Из книги Управление градостроительным комплексом в России (административно-правовой аспект) автора Братановский Сергей Николаевич

47. Радикальные реформы системы управления (1985 г.) К середине 1980-х гг. в Советском Союзе застойные явления в национальной экономике только усилились. Возникла некая разбалансированность хозяйства, которой до определенного момента особого экономического значения не

Из книги Политическая экономия автора Островитянов Константин Васильевич

73. ЭКОНОМИКА РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА. ПОИСКИ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ. РЕФОРМЫ 1960-1970-Х ГГ.: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, МЕТОДЫ И ИТОГИ Кризис политической системы СССР в середине 1960 – середине 1980-х гг. Смена партийного и государственного руководства в октябре 1964 г. означала и

Из книги Генератор новых клиентов. 99 способов массового привлечения покупателей автора Мрочковский Николай Сергеевич

1.1. Генезис организационно-правовых форм управления градостроительным комплексом в России История организационно-правовых форм управления строительством относится к глубокой древности. Уже первые племена, жившие на территории древней Руси, были заняты постройкой

Из книги Биржевая игра [Сделай миллионы, играя числами] автора Джонс Райан

Развитие форм стоимости. Сущность денег. Стоимость товара создаётся трудом в процессе производства, но она может проявиться лишь через приравнивание одного товара к другому в процессе обмена, то есть через меновую стоимость.Простейшей формой стоимости является

Из книги Качество, эффективность, нравственность автора Гличев Александр Владимирович

Крупная промышленность - материальная основа социализма. Сущность социалистической индустриализации. Социализм может быть построен лишь на базе крупного машинного производства. Только крупное машинное производство как в огороде, так и в деревне способно обеспечить

Из книги Работай легко. Индивидуальный подход к повышению продуктивности автора Тейт Карсон

Пассивные методы генерации новых клиентов Поговорим о пассивных способах привлечения клиентов.Во-первых, это рекомендации. Понятно, что по рекомендациям приходят самые лучшие клиенты, самые лояльные, им особо не надо ничего продавать, главное – не мешать, и они сами все

Из книги Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов автора Тиссен Рене

Раздел 16. Объединение методов управления капиталом В этой главе рассказывается о двух стратегиях управления капиталом: Фиксированно-Фракционной и Фиксированно-Пропорциональной. В предыдущих главах я говорил только о недостатках метода Фиксированной Фракции. Кроме

Из книги автора

3.1. Развитие форм и методов работ по качеству Для начала попробуем проследить логику развития и совершенствования форм и методов деятельности в области качества, представить себе, как накапливался практический опыт, наличие которого стимулировало научные разработки в

Из книги автора

4.4. Возвращаемся к развитию форм и методов работ по качеству После рассмотрения схем механизма управления качеством, состава и содержания специальных функций управления качеством, форм отражения систем качества в их моделях вернемся к вопросам последовательной

Из книги автора

Ясно обозначьте цели и будьте открытыми к выбору методов их достижения Ной был моим менеджером на первом месте работы после колледжа. Однажды, после того как я проработала у него месяца три, он подошел ко мне и сказал: «Карсон, мне нужна свежая колода по программе

Из книги автора

Новая экономика требует новых методов Анализ обсуждаемых в этой главе методов показывает, что большинству из них присущи те или иные недостатки. И возможно, это объясняется тем, что многие из них все еще основываются на представлениях, которые были вполне уместны при

Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты.Провалы в развитии экономики страны в начале 60-х гг. даже в среде политических лидеров породили сомнения в эффективности административного диктата. Еще при Хрущеве на страницах печати началась очередная экономическая дискуссия, в центре которой находились проблемы экономического стимулирования производства. Из этих дискуссий сложилась в основных чертах будущая экономическая реформа. В целом она, конечно, не отвергала директивную модель экономики, а лишь внедряла в нее некоторые механизмы внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителя в результатах труда.

В марте 1965 г. было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Намечались меры по решению социальных проблем села, частичному использованию экономических стимулов к труду (повышались закупочные цены, устанавливался на 6 лет твердый план госзакупок; вводилась 50 %-ная надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов; увеличивались капиталовложения). Были ослаблены и «репрессивные» меры за ведение личного подсобного хозяйства. Все это вело к оживлению хозяйственной деятельности советской деревни.

Уже в 1970 г. совокупная рентабельность совхозного производства составила 22 %, а колхозного - 34 %.

Однако, опираясь в ходе этой реформы исключительно на административные рычаги, власть по-прежнему делала главный акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрным сектором, а также на увеличение капиталовложений и списание долгов колхозов.

Огромные средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства (за 1966-1980 гг. их сумма составила почти 400 млрд. рублей), использовались крайне неэффективно. Часть их расходовалась на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы.

Введение стабильных денежных окладов в колхозах (по сути важное социальное достижение того времени) обернулось ростом иждивенческих настроений.

По мере свертывания линии на развитие заинтересованности в результатах труда к началу 80-х гг. колхозы и совхозы в целом оказались убыточными.

В результате за 25 лет (1964-1988 гг.) освоенная пашня сократилась на 22 млн. га. Потери сельскохозяйственной продукции составляли от 20 % до 40 % от урожая.

Страна, обладавшая самыми богатыми в мире черноземными почвами, оказалась самым крупным импортером зерна и продуктов питания.

Становилось все более очевидным, что для решения продовольственной проблемы необходимо идти ни решительное развитие экономических стимулов к груду.



Реформы в промышленности: замыслы и результаты.В сентябре 1965 г. партийное руководство объявило о реформе в промышленности. Несмотря на то что и она не покушалась на основы директивной экономики, это была наиболее радикальная реформа за все годы советской власти.

Главными ее положениями стали изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования. Было сокращено до минимума число директивно планируемых показателей. Наряду с сохранением жестких нормативов по валовому объему продукции вводились и новые показатели, должные обеспечить ее качество.

Для экономического стимулирования производителей было разрешено оставлять в распоряжении предприятий часть доходов, которая делилась на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства.

Вместо совнархозов было восстановлено управление промышленностью через отраслевые министерства. Причем отмечалось, что это будут не прежние министерства-«диктаторы», а новые-партнеры и консультанты по организации производства в условиях хозрасчета (на основе развития самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования). Замышлялось и сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Причем право корректировки утвержденных планов было предоставлено лишь самим предприятиям.

Расширение прав министерств входило в явное противоречие с тезисом реформы о «самостоятельности» предприятий.

При всей своей ограниченности реформа дала немалый экономический результат. За годы восьмой пятилетки (1966- 1970 гг.) объем промышленного производства вырос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти и др.).



Однако уже к концу 60-х гг. (особенно после чехословацких событий 1968 г.) реформа, при том, что ее никто не отменял, пошла на убыль. А вместе с тем поползли вниз и плановые показатели: среднегодовые темпы прироста национального дохода с 7,7 % в годы восьмой пятилетки упали до 3,5 % в годы одиннадцатой (1981 -1985 гг.), темпы роста производительности труда за это же время снизились с 6,8 % до 3 %.

Руководство страны объясняло все это объективными причинами: неблагоприятной демографической ситуацией и снижением удельного веса трудоспособного населения (что делало невозможным в условиях продолжения экстенсивного развития экономики обеспечивать ее потребности в рабочей силе); истощением традиционной сырьевой базы и резким удорожанием добычи полезных ископаемых; физическим износом и моральным старением оборудования; значительным ростом военных расходов и т. д. Все эти факторы действительно негативно сказывались на развитии экономики.

Однако главным обстоятельством, объясняющим неудачи реформ, было то, что сама директивная модель экономики, отвергая все новое, исчерпала свой ресурс. Она могла еще какое-то время развиваться по инерции, но в историческом плане была обречена. Существовавшие условия организации и управления производства не могли уже обеспечить решения объективно стоящих перед экономикой задач.

В 1979 г. правительство предприняло еще одну попытку оживить экономику страны за счет «совершенствования» безнадежно устаревшего, отжившего свой век хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства. Однако реанимировать экономику эти усилия уже не могли. Одновременно вновь заговорили о необходимости приоритета моральных стимулов к труду над материальными (вероятно, с точки зрения властей чрезмерными показались предусмотренные реформой 1965 г. материальные стимулы, не превышавшие 3 % от зарплаты рабочих). Начался новый виток социалистического соревнования, должный компенсировать издержки хозяйственного механизма. Зазвучали новые лозунги («Экономика должна быть экономной» и др.). Однако дело с места не сдвинулось.

Лишь в 1983 г., уже после смерти Л. И. Брежнева, новый лидер страны Ю. В. Андропов предпринял «широкомасштабный экономический эксперимент», предполагавший ослабление централизованного планирования и распределения, некоторые изменения ценообразования на уровне отдельных предприятий и регионов. Эти меры дали кратковременный успех, но прошли почти незамеченными на фоне набиравших силу политических перемен.

Смена хозяйственного механизма оставалась жизненно важной проблемой.

Научно-технический прогресс.В начале 70-х гг. Запад вступил в стадию постиндустриального развития. Это означало не только автоматизацию производства, широкое применение роботов и ЭВМ, внедрение наукоемких технологий, но и индивидуализацию процесса труда, превращение его в свободную творческую деятельность. В общественной жизни стран Запада эти перемены вызвали гуманизацию и демократизацию всех ее сторон.

В СССР о научно-техническом прогрессе тоже заговорили (вернее, продолжали говорить). На XXIV съезде КПСС прозвучала даже установка на «соединение достижений НТП с преимуществами социализма». Однако именно эти «преимущества» как раз и тормозили развитие науки и техники, внедрение их достижений в производство. Время от времени появлялись, правда, сообщения о новых крупных открытиях и разработках, но если они не имели военного значения, то чаще всего так и не реализо-вывались, то из-за «нехватки средств», то из-за отсутствия у разработчиков мощной поддержки в тех инстанциях, где решалась судьба открытий.

Конечно, лидеры страны начинали осознавать необходимость перехода к интенсивным методам производства (сократилось в четыре раза число сооружаемых ежегодно крупных предприятий; создавались научно-производственные объединения; возникали отвечавшие потребностям времени новые отрасли: роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и т. д.). Однако определяющими для развития экономики эти тенденции так и не стали.

Несмотря на первоклассные, а порой уникальные разработки советских ученых в фундаментальной науке, в практической жизни прогресс науки и техники не ощущался. Даже к началу 80-х гг. вручную работали 40 % рабочих промышленности, до 60 % строителей, до 75 % работников сельского хозяйства.

К 1985 г., когда в США действовало 1,5 млн. новейших ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров и ЭВМ, в СССР насчитывалось не более нескольких десятков тысяч аналогичных машин преимущественно устаревших моделей.

Ситуация обострилась из-за предпринятых Западом санкций в отношении СССР после начала афганской войны, когда доступ в страну лучших зарубежных образцов техники и наукоемких технологий фактически прекратился.

В результате к середине 80-х гг. СССР вновь (как и в 20-е гг.) оказался перед угрозой нового стадиального отставания от стран Запада. Избежать этого при сохранении существовавшей экономической системы было невозможно.

Социальная политика.Решение экономических задач на экстенсивной основе предопределило и слабость социальных программ. Социальная сфера финансировалась исключительно по остаточному принципу. К примеру, удельный вес капиталовложений в жилищное строительство (к общему их объему) сократился с 17,7 % в 1966-1970 гг. до 15,1 % в 1981 - 1985 гг.). В результате в начале 80-х гг. в СССР вновь сложилась острая жилищная проблема (в 1984 г. было построено лишь 2 млн. квартир- столько же, сколько строилось в начале 60-х гг., хотя население страны заметно увеличилось).

Значительно были урезаны государственные расходы на здравоохранение. Результат не замедлил сказаться. Если в начале 60-х гг. в СССР была самая низкая смертность в мире, а по продолжительности жизни мы шли в числе наиболее благополучных стран, то к началу 80-х гг. СССР находился уже на 35-м месте в мире по продолжительности жизни и на 50-м - по уровню детской смертности.

Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства вновь привели к обострению продовольственной проблемы. В начале 80-х гг. СССР отставал от передовых стран не только по структуре питания, но и по потреблению традиционных для нас продуктов. Потребление же продуктов было в СССР втрое ниже, чем это допускалось медицинскими нормами. В то же время резко увеличились импортные поставки продовольствия (за 1970-1987 гг. закупки мяса и мясопродуктов выросли в 5,2 раза, рыбы и рыбопродуктов - в 12,4, растительного масла- в 12,8, зерна - в 13,8, масла животного - в 183,2 раза). Главным источником средств для этих закупок стал экспорт нефти (доля топливно-сырьевого экспорта в СССР за 1960- 1985 гг. поднялась с 16,2 % до 54,4 %, а доля машин и оборудования упала с 20,7 % до 12,5 %).

Уже в 70-е гг. в некоторых областях начала вводиться карточная система распределения продуктов. Прирост реальных доходов на душу населения с 5,9 % в 1966-1970 гг. упал до 2,1 % в 1981 -1985 гг. Но все же в целом положение основной части населения улучшилось. Все меньше людей продолжали жить в коммуналках. В обыденную жизнь входили холодильники, телевизоры, стиральные машины. Несколько выросла и заработная плата. Тем не менее доля фонда зарплаты в национальном доходе, созданном в промышленности СССР, составляла лить 36,5 % (1985 г.), в то время как в США - 64 %, а в некоторых других странах - до 80 %.

По уровню потребления на душу населения СССР занимал к этому времени лишь 77-е место.

Все это показывало, что удержать статус великой державы в условиях нарастающих предкризисных тенденций становилось возможно лишь за счет относительного усиления эксплуатации трудящихся, сокращения социальных программ, беспощадной эксплуатации природной среды.